Назад

 

Игры и упражнения по восприятию и проговариванию лексических единиц.

1.    Развитие восприятия и воспроизведения гласных звуков, слогов и слов.

Цель: идентификация и дифференциация длины (длинное короткое) и силы (громкое, тихое) звучания языковой единицы, отраженное воспроизведение.

 

Упражнение 1. «Длинный – короткий», «Сильный – слабый».

Определение длины звучания языковой единицы, показ символа (короткого и длинного флажка).

Определение силы звучания языковой единицы, показ символа («будильник» и «снежинка»).

 

Упражнение 2. «Скажи, как показывает символ»

Произнесение гласных звуков (слогов, слов) разной длины с разной силой в соответствии с символом

 

 Упражнение 3. «Выбери слово к символу»

Детям предлагаются предметные картинки и символы. Инструкция: «Посмотри на картинки, назови слово, подходящее для символа».

 

Упражнение 4. «Придумай (подбери) слово к символу»

Детям предлагается символ, обозначающий длину слова. Инструкция: «Подбери (вспомни) слова, подходящие для этого символа».

 

Упражнение 5. «Сколько звуков (слогов, слов)?»

Инструкция: «Послушай, сколько звуков (слогов, слов) я скажу, и выложи столько же кружков

 

Упражнение 6. «Скажи столько звуков (слогов, слов), сколько символов».)

Воспроизведение количества языковых единиц на основании заданного количества зрительно воспринимаемых символов.

 

Упражнение 7. «Произнеси звуки по схеме», «Выложи последовательность и произнеси звуки (слоги, слова)»

Анализ и воспроизведение последовательности, состоящей из разной по длительности (силе) звуков.

 

 

 

2.    Совершенствование восприятия и произношения слов различной слоговой структуры. (для подгрупповой и индивидуальной работы)

Цель: определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух; угадывание нормативного слова, содержащегося в квазислове; прогнозирование элементов слова; проведение слоговых трансформаций в словах.

 

Упражнение 1. «Бывает – не бывает?»

  Детям предлагаются для восприятия на слух квазислова и инструкция: «Послушай, скажи, есть такое слово? Скажи его правильно.» (басака, магазан, самалат, телефан, тапата, равабей, тамолок, …)

 

Упражнение 2. «Найди слово»

Инструкция: «Какое слово спряталось в моем слове?» (лисак, пилак, лунак, рукан, …)

 

Упражнение 3. «Закончи слово»

(рубаш…, бато…, пана…, забо…, …)

 

Упражнение 4. «Угадай начало слова»

Инструкция: «Я скажу конец слова, а ты угадай его начало, потом назови все слово».(тошка, …тинки, …тенок, …тылка, …шонок, …)

 

Упражнение 5. «Чем похожи слова?»

Инструкция: «Чем похожи слова? Чем различаются?»

(цветок, листок, молоток; утка, белка, ветка; палка, банка, полка;…)

 

Упражнение 6. «Измени слово» (с картинками)

Инструкция: «Что нужно изменить в слове «самокат», чтобы получить «самолет»?»

 

Упражнение 7. «Слова – трансформеры»

Инструкция: «Поменяй местами части слова»

(дыра, насос, банка, чайка, лыжи, мышка)

 

Упражнение 8. «Образуй новое слово»

Инструкция: «Сделай одно слово из двух».

(вол+осы, мак+ушки, верх+ушки, маска+рад, кар+точка, …)

 

Упражнения на развитие мелкой моторики и массажные упражнения с предметами.

Цель: развитие движений пальцев рук, влияющей на формирование и развитие речевой функции.

Упражнение с массажными расческами

На полянке, на лужайке                    Прыгаем всеми пальцами по расческе

Целый день скакали зайки.

И катались по траве                           Прокатываем ладони по расческе

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,.                    Допрыгать и лечь на расческу

Но напрыгались, устали.

Стала гладить и ласкать                       Расческа по очереди гладит пальцы

Всех зайчат зайчиха-мать.

 

Упражнение с бигуди-липучкой 

Мы крутили бигуди                               Катают бигуди между ладонями

К нам теперь не подходи.

Как овечки мы кудрявы:

Кудри – слева, кудри – справа.

 

Упражнение с веревочками

Мы с веревочкой играем,

Между пальцев проползаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Вокруг пальцев закрутись.

 

Упражнение с бусами

Ребенок держит нитку с 11 бусинами (центральная бусина большего размера) за края и, одновременно обеими руками перебирая по одной бусине, двигается к центру. На центральной бусине руки встречаются и начинают расходиться, также перебирая по бусине, но уже в противоположные стороны.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились и разбежались они.

Быстро бежали – пойди догони!

Упражнение с прищепками

Ребенок сжимает подушечки пальцев прищепкой на каждое слово стихотворения.

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок:

- Дай, хозяйка, корма мне,

Раньше, чем моей родне.

 

Упражнение с мячиком-ежиком

Движения обыгрывают содержание стихотворения.

Ёжик, ёжик, шар колючий,

До чего же ты живучий!

Я качу тебя, качу,

Все раскрыть тебя хочу.

Ёж иголки завернул

И, наверное, заснул.

Положу тебя – поспи,

Сил на зиму накопи.

 

Упражнение с пульками

Ребенок крутит пластмассовую пульку между большим и другими пальцами.

Круглую рожицу, а не косую

Каждому пальчику я нарисую.

Пальчики, как озорные мальчишки, -

Целых четыре веселых братишки.

Пятый братишка – на голову ниже,

Только умишком и он не обижен.

Даже такое порою бывает:

Маленький всем четверым помогает!

 

Упражнение со счетными палочками

Нужны 4 счетные палочки. Они раскладываются на столе перед ребенком, который берет их одноименными пальцами, от указательных к мизинцам.

Очень длинный клюв у цапли,

Вы длинней найдете вряд ли.

Клювом мериться пришли

Аисты и журавли.

Кинезиологические упражнения.

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, которое является основой для развития интеллекта, через определенные движения.

«Пианисты»

Ребенок опускает пальцы на стол по порядку – от мизинца к большому – на каждый слог стиха. После каждой строчки смена рук.

Пианист Бемоль

В музыке король.

Говорит Бемоль

Ноты, как пароль:

«До, ре, ми, фа, соль,

Принесите соль.

До, ре, ми, фа, соль,

Посолить фасоль».

 

«Цепочки»

Ребенок потягивает одноименные сцепленные пальцы в противоположные стороны, меняя их расположение относительно друг друга.

Впереди – силен, красив –

Тянет всех локомотив.

Мы сцепились, как вагоны:

Дайте нам скорей «зеленый»!

Мы – вагончики трамвая,

Тоже вместе быть желаем.

Мы – машина и прицеп.

Очень крепок этот сцеп.

 

«Колечки»

Ребенок поочередно и как можно быстрее перебирает пальцы рук, соединяя их последовательно в кольцо с большим пальцем. Выполняется в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов,

Мух, слепней, червей, жуков!

 

 

«Наденем колечки»

Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и надеваем на большой палец левой руки, затем «колечко» из пальцев левой руки надеваем на большой палец правой. Опять смена рук, теперь «колечки» надеваем на указательные пальцы. И так доходим до мизинцев.

Птичек мы окольцевали,

Наблюдали, узнавали,

Улетев в какие дали,

Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнезда где свои свивали.

Где вы яйца отложили,

Как вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнездах вывели птенцов?

 

«Ладони и пальцы»

Ладошка вверх, ладошка вниз,

Крути быстрей, не ошибись!

Пальцы правой разведем,

Ну а в левой их прижмем.

Поменяем руки, вот –

Все теперь наоборот.

 

«Ножки»

Ребенок соединяет большой палец правой руки с указательным пальцем левой, затем большой палец левой руки – с указательным пальцем правой. После этого 1-ую пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг 2-ой пары и теперь смыкаем большой палец со средним, затем аналогично со 2-ой парой. Так происходит смена пальцев до мизинцев.

Наши пальчики, как ножки,

Побежали по дорожке.

 

«Кулак – ребро – ладонь»

Три положения руки на плоскости стола последовательно сменяют друг друга: сжатая в кулак ладонь (К), распрямленная ладонь ребром на плоскости стола (Р), ладонь на плоскости стола (Л). Выполняется сначала ведущей рукой, потом – второй, затем – двумя руками вместе.

Лягушка (К) хочет (Р) в пруд (Л) –

Лягушке (К) скучно (Р) тут (Л),

А пруд (К) зарос (Р) травой (Л) –

Зеленой (К) и (Р) густой (Л).

 

«Лезгинка»

Левая рука сжата в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно сменить правую и левую руки.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски –

Им бы праздничные блестки,

Да высокие прически.

 

«Ухо – нос»

 Левой рукой держимся за кончик носа, а правой – за левое ухо. Затем одновременно отпускаем нос и ухо, хлопаем в ладоши, меняем положение рук «с точностью до наоборот».

Села на нос мне, на правое ухо –

Лезет назойливо черная муха.

Снова на нос, но на левое ухо –

Кыш, улетай от меня, Цокотуха!