Назад

 

Пояснительная записка

 

Нарушение слоговой структуры слова – это проблема, с которой всегда приходится сталкиваться логопеду, работающему с детьми в группе с ОНР.

Звуко-слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Рассмотрение процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях:

- овладение звукопроизношением;

- овладение ритмико-слоговой структурой слова.

В норме формирование звукопроизношения заканчивается к 5 годам, а уже к 3 годам ребенок способен воспроизводить слоговую структуру любой степени сложности (исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры).

 В случаях речевой патологии нарушения не исчезают из речи, а наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Все многообразие речевого недоразвития сводят к трем уровням (по Р.Е. Левиной). Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому связан с появлением новых речевых возможностей.

Овладение слоговой структурой слова зависит от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка, а по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической ориентации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.

Нарушения слоговой структуры могут быть следующих видов:

- нарушение количества слогов (элизия – сокращение (пропуск) слогов и итерация – увеличение количества слогов, за счет добавления гласной, где есть стечение согласных);

- нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове, перестановка звуков соседних слогов);

- искажения структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных в слоге, вставка согласных в слог);

- антиципации (уподобление одного слога другому);

- персеверации (инертное застревание на одном слоге в слове);

- контаминации (соединение частей двух слов).

Цель: комплексная коррекция нарушений слоговой структуры слова.

Задачи:

• развитие фонационного дыхания;

        • развитие мелкой моторики, самомассажа кистей с помощью предметов;

        • развитие ритмических способностей;

        • формирование пространственных и квазипространственных представлений;

        • развитие умственных способностей с помощью кинезиологических упражнений;

        • отраженное повторение слов доступного слогового класса (индивидуально).

Для решения этих задач в основном предлагается использовать упражнения в стихотворной форме, так как стихотворное сопровождение является ритмической составляющей, являющейся основой ощущения времени.

Формы организации:

Фронтальная, подгрупповая, индивидуальная.