Пояснительная
записка
Нарушение
слоговой структуры слова – это проблема, с которой всегда приходится
сталкиваться логопеду, работающему с детьми в группе с ОНР.
Звуко-слоговая
структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества,
последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Рассмотрение
процесса усвоения звуко-слоговой структуры слова
следует рассматривать в двух направлениях:
-
овладение звукопроизношением;
-
овладение ритмико-слоговой структурой слова.
В
норме формирование звукопроизношения заканчивается к 5 годам, а уже к 3 годам
ребенок способен воспроизводить слоговую структуру любой степени сложности
(исключения могут составлять слова многосложной слоговой структуры).
В случаях речевой патологии нарушения не
исчезают из речи, а наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Все многообразие речевого недоразвития сводят к трем уровням (по Р.Е. Левиной).
Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и
вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход
от одного уровня к другому связан с появлением новых речевых возможностей.
Овладение
слоговой структурой слова зависит от состояния фонематического восприятия,
артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной
сферы ребенка, а по данным последних исследований – от особенностей развития
неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической ориентации
движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке
информации.
Нарушения
слоговой структуры могут быть следующих видов:
-
нарушение количества слогов (элизия – сокращение (пропуск) слогов и итерация –
увеличение количества слогов, за счет добавления гласной, где есть стечение
согласных);
-
нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове,
перестановка звуков соседних слогов);
-
искажения структуры отдельного слога (сокращение стечения согласных в слоге,
вставка согласных в слог);
-
антиципации (уподобление одного слога другому);
-
персеверации (инертное застревание
на одном слоге в слове);
-
контаминации (соединение частей двух слов).
Цель: комплексная
коррекция нарушений слоговой структуры слова.
Задачи:
•
развитие фонационного дыхания;
• развитие мелкой моторики, самомассажа
кистей с помощью предметов;
• развитие ритмических способностей;
• формирование пространственных и квазипространственных представлений;
• развитие умственных способностей с
помощью кинезиологических упражнений;
• отраженное повторение слов доступного
слогового класса (индивидуально).
Для
решения этих задач в основном предлагается использовать упражнения в
стихотворной форме, так как стихотворное сопровождение является ритмической составляющей,
являющейся основой ощущения времени.
Формы
организации:
Фронтальная,
подгрупповая, индивидуальная.