Пояснительная
записка
Речедвигательная ритмика
– это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с
произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы
артикуляции, мимическая мускулатура.
Цель: коррекция
звукопроизношения у детей, страдающих речевой патологией.
Задачи:
-
развитие неречевых процессов:
•
слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков
зрительной ориентации на говорящего;
•
мелкой и общей моторики, координации движений;
•
мимической мускулатуры;
•
произвольного внимания.
-
развитие речи и коррекция речевых нарушений:
•
развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;
•
развитие орального праксиса,
просодики речи;
•
формирование фонематического воспиятия;
•
постановка, автоматизация и дифференциация звуков.
Средства речедвигательной
ритмики:
-
двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса;
-
упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма,
самостоятельность, четкость и дифференцированность
движений;
-
упражнения на развитие дыхания.
Методические приемы:
показ
упражнений, сопряженное, сопряженно-отраженное и совместное выполнение
движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.
Речедвигательная
ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие, а включается в структуру
занятий на разных этапах коррекционной работы.
Наиболее
целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки
правильного звукопроизношения. Специальные упражнения разработаны таким
образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение
рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются
как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В
зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной
ритмики видоизменяются. конечной
целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого
материала без сопровождения движениями.
Не
менее важным и эффективным является применение средств речедвигательной
ритмики на логопедических занятиях по развитию фонематического восприятия и
формированию навыков звукового анализа и синтеза. В данном случае речедвигательная ритмика используется как средство опоры на
зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного
взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.
Применение
элементов речедвигательной ритмики возможно также на
логопедических занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и
развитию связной речи. На таких занятиях данная технология используется как
один из вариантов организационных моментов и динамических пауз.