Назад

 

Пояснительная записка

Речедвигательная ритмика – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Цель: коррекция звукопроизношения у детей, страдающих речевой патологией.

Задачи:

- развитие неречевых процессов:

• слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего;

• мелкой и общей моторики, координации движений;

• мимической мускулатуры;

• произвольного внимания.

- развитие речи и коррекция речевых нарушений:

• развитие темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;

• развитие орального праксиса, просодики речи;

• формирование фонематического воспиятия;

• постановка, автоматизация и дифференциация звуков.

Средства речедвигательной ритмики:

- двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса;

- упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений;

- упражнения на развитие дыхания.

Методические приемы:

показ упражнений, сопряженное, сопряженно-отраженное и совместное выполнение движений, словесная инструкция, пояснение с конкретным показом речедвигательного движения.

Речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие, а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы.

Наиболее целесообразным является применение данной технологии в процессе постановки правильного звукопроизношения. Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются. конечной целью таких упражнений является постепенный переход к произнесению речевого материала без сопровождения движениями.

Не менее важным и эффективным является применение средств речедвигательной ритмики на логопедических занятиях по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза. В данном случае речедвигательная ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия и наиболее полноценного усвоения материала.

Применение элементов речедвигательной ритмики возможно также на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи. На таких занятиях данная технология используется как один из вариантов организационных моментов и динамических пауз.