Назад

 

Фронтальные занятия по развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

(1-ый год обучения.

Старшая группа для детей с общим недоразвитием речи)

 

Цели:

1.    Знакомство с органами артикуляции, развитие их подвижности и четкости движений, подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного языка.

2.    Постановка правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха, развитие силы и высоты голоса.

3.    Развитие фонематического восприятия (выделение на слух слов, слогов с заданным звуком, изолированного звука среди других; нахождение местоположения звука в словах).

4.    Закрепление знаний о гласных и согласных звуках, их артикуляции,  характеристиках.

5.    Работа по постановке, автоматизации правильного произношения звуков,  по дифференциации смешиваемых звуков с использованием речедвигательной ритмики.

6.    Упражнение в подборе слов на заданные звуки.

7.    Формирование представления о глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных звуков.

8.    Обучение проведению фонематического анализа слогов и слов (односложных, двухсложных из открытых слогов).

9.    Развитие способности соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков, знакомство с буквами русского языка, формирование навыка чтения.

10.Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, пространственного восприятия.

11.Развитие графо-моторных навыков (проведение карандашом прямых и изогнутых линий, раскрашивание рисунков, соединение точек, штриховка, дорисовывание букв).

12.Развитие общей и мелкой моторики.

Тематическое планирование.

Период

Тема занятия

Закрепляемые навыки

1 нед.

Сказка о Веселом Язычке. Развитие слухового восприятия.

Знакомство с органами артикуляции, разучивание упражнений общей артикуляционной гимнастики. Различение неречевых звуков.

2 нед.

Сказка о Веселом Язычке. Развитие фонем. восприятия.

Общая артикуляционная гимнастика. Знакомство с понятиями «слово»,  «звук».

3 нед.

Звук [У]. Буква У.

 

Закрепление артикуляции звука [У], выделение его в звуковом потоке. Выделение первого гласного звука в словах.

4 нед.

Звук [А]. Буква А.

 

Закрепление артикуляции звука [А], выделение его в звуковом потоке. Выделение первого гласного звука в словах. Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний [АУ], [УА], их анализ и синтез.

5 нед.

Звук [О]. Буква О.

 

Закрепление артикуляции звука [О], выделение его в звуковом потоке. Слитное произнесение на одном выдохе ряда гласных звуков. Выделение первого гласного звука в словах. Выделение последнего ударного гласного в словах типа пальто, кино.

6 нед.

Звук [И]. Буква И.

 

Закрепление артикуляции звука [И], выделение его в звуковом потоке. Выделение первого гласного звука в словах. Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний [АИ] и др., их анализ и синтез.

7 нед.

Звук [Ы]. Звуки [Ы]-[И]. Буквы Ы, И.

Закрепление артикуляции звука [Ы], выделение его в звуковом потоке. Выделение последнего гласного звука в словах. Дифференциация звуков [Ы]-[И]. Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний из трех гласных звуков, их анализ и синтез.

8 нед.

Закрепление гласных звуков.

Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний из трех гласных звуков, их анализ и синтез. Выделение ударного гласного звука в словах.

9 нед.

Звук [М]. Буква М. Чтение слогов.

Закрепление понятия «согласный» звук. Выделение звука [М словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слов ам, ум, мы, му. Чтение слогов.

10 нед.

Звук [Н]. Буква Н. Чтение слогов.

Закрепление понятия «согласный» звук. Выделение звука [Н] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова он. Чтение слогов.

11 нед.

Звук [В]. Буква В. Чтение слогов.

Выделение звука [В] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова вы. Чтение слогов.

12 нед.

Звук [Ф]. Звуки [Ф]-[В]. Буква Ф. Чтение слогов.

Выделение звука [Ф] в словах, нахождение его места в слове. Усвоение понятия «звонкие и глухие согласные звуки». Анализ и синтез слова фу. Чтение слогов.

13 нед.

Звук [З]. Буква З. Чтение слогов.

Выделение звука [З] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова ваза. Чтение слогов.

14 нед.

Звук [С]. Буква С. Звуки [С]-[З]. Чтение слогов.

Выделение звука [С] в словах, нахождение его места в слове. Дифференциация звуков [С]-[З]. Анализ и синтез слов козы, совы. Чтение слогов.

15 нед.

Звук [Ш]. Буква Ш. Чтение слогов.

Выделение звука [Ш] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова ваза. Чтение слогов.

16 нед.

Звук [Ж]. Буква Ж. Звуки [Ш]-[Ж]. Чтение слогов.

 

Выделение звука [Ж] в словах, нахождение его места в слове. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]. Анализ и синтез слов козы, совы. Чтение слогов.

17 нед.

Звуки [С]-[З]-[Ш]-[Ж].

Дифференциация звуков [С]-[З]-[Ш]-[Ж].

18 нед.

Звук [Х]. Буква Х. Чтение слогов и односложных слов (из 3-х букв).

Выделение звука [Х] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова муха. Чтение слогов и слов из 3 букв.

19 нед.

Звук [Б]. Буква Б. Чтение слогов.

Выделение звука [Б] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слов бусыанан. Чтение слогов.

20 нед.

Звук [П]. Буква П. Звуки [П]-[Б]. Чтение слогов.

Выделение звука [П] в словах, нахождение его места в слове. Дифференциация звуков [П]-[Б]. Анализ и синтез слов пума, суп. Чтение слогов.

21 нед.

Звук [Д]. Буква Д. Чтение слогов.

Выделение звука [Д] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слов дубы, дом. Чтение слогов.

22 нед.

Звук [Т]. Буква Т. Звуки [Т]-[Д]. Чтение слогов.

Выделение звука [Т] в словах, нахождение его места в слове. Дифференциация звуков [Т]-[Д]. Анализ и синтез слов мост, банты. Чтение слогов.

23 нед.

Звук [Г]. Буква Г. Чтение слогов.

Выделение звука [Г] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слов вагон, гном. Чтение слогов.

24 нед.

Звук [К]. Буква К. Звуки [К]-[Г]-[Х]. Чтение слогов.

Выделение звука [К] в словах, нахождение его места в слове. Дифференциация звуков [К]-[Г]-]. Анализ и синтез слова кошка. Чтение слогов.

25 нед.

Звук [Ц]. Буква Ц. Чтение слогов и слов из 3-х букв.

Выделение звука [Ц] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слов цыпа, цыган. Чтение слов из 3 букв..

26 нед.

Звук [Р]. Буква Р. Чтение слогов и слов из 3-х букв.

Выделение звука [Р] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова роза. Чтение слов из 3 букв.

27 нед.

Звук [Л]. Буква Л. Чтение слогов и слов из 3-х букв.

Выделение звука [Л] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова луна. Чтение слов из 3 букв.

28 нед.

Чтение односложных слов с двумя согласными на конце, двухсложных слов.

Чтение слов из 3 букв.

29 нед.

Понятие о мягких согласных звуках.

Знакомство с парными мягкими согласными звуками, их произнесение, выделение в словах. Чтение слогов и слов из трех букв с буквой И.

30 нед.

Звуки [Ч]. Буква Ч. Звуки [Ч]-[Т'].

Выделение звука [Ч] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слов бочка, врач. Дифференциация звуков [Ч]-[Т']. Чтение слов из 3 букв.

31 нед.

Звук [Щ]. Буква Щ. Звуки [Ш]-[Щ].

Выделение звука [Щ] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слов щука, щит. Дифференциация звуков [Ш]-[Щ]. Чтение слов из 3 букв.

32 нед.

Звук [Й]. Буква Й.

Выделение звука [Й] в словах, нахождение его места в слове. Чтение слов из 3 букв.

33 нед.

Повторение.

Закрепление пройденного материала.

34 нед.

Повторение.

Закрепление пройденного материала.