Фронтальные занятия по
развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и
синтеза.
(1-ый год
обучения.
Старшая группа для детей с общим недоразвитием речи)
Цели:
1. Знакомство
с органами артикуляции, развитие их подвижности и четкости движений, подготовка
артикуляционного аппарата к правильному произношению всех звуков родного языка.
2. Постановка
правильного речевого дыхания, тренировка силы и длительности выдоха, развитие
силы и высоты голоса.
3. Развитие
фонематического восприятия (выделение на слух слов, слогов с заданным звуком,
изолированного звука среди других; нахождение местоположения звука в словах).
4. Закрепление
знаний о гласных и согласных звуках, их артикуляции, характеристиках.
5. Работа
по постановке, автоматизации правильного произношения звуков, по дифференциации смешиваемых звуков с
использованием речедвигательной ритмики.
6. Упражнение
в подборе слов на заданные звуки.
7. Формирование
представления о глухости-звонкости, твердости-мягкости согласных звуков.
8. Обучение
проведению фонематического анализа слогов и слов (односложных, двухсложных из
открытых слогов).
9. Развитие
способности соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков,
знакомство с буквами русского языка, формирование навыка чтения.
10.Развитие
зрительного восприятия, внимания, памяти, пространственного восприятия.
11.Развитие
графо-моторных навыков (проведение карандашом прямых и изогнутых линий,
раскрашивание рисунков, соединение точек, штриховка, дорисовывание
букв).
12.Развитие
общей и мелкой моторики.
Тематическое
планирование.
Период |
Тема занятия |
Закрепляемые навыки |
1 нед. |
Сказка о Веселом Язычке. Развитие слухового
восприятия. |
Знакомство с органами артикуляции, разучивание упражнений
общей артикуляционной гимнастики. Различение неречевых звуков. |
2 нед. |
Сказка о Веселом Язычке. Развитие фонем. восприятия. |
Общая артикуляционная гимнастика. Знакомство с
понятиями «слово», «звук». |
3 нед. |
Звук [У]. Буква У. |
Закрепление артикуляции звука [У], выделение его в
звуковом потоке. Выделение первого гласного звука в словах. |
4 нед. |
Звук [А]. Буква А. |
Закрепление артикуляции звука [А], выделение его в
звуковом потоке. Выделение первого гласного звука в словах. Слитное
произнесение на одном выдохе звукосочетаний [АУ], [УА], их анализ и синтез. |
5 нед. |
Звук [О]. Буква О. |
Закрепление артикуляции звука [О], выделение его в
звуковом потоке. Слитное произнесение на одном выдохе ряда гласных звуков. Выделение
первого гласного звука в словах. Выделение последнего ударного гласного в
словах типа пальто, кино. |
6 нед. |
Звук [И]. Буква И. |
Закрепление артикуляции звука [И], выделение его в звуковом
потоке. Выделение первого гласного звука в словах. Слитное произнесение на
одном выдохе звукосочетаний [АИ] и др., их анализ и синтез. |
7 нед. |
Звук [Ы]. Звуки [Ы]-[И]. Буквы Ы, И. |
Закрепление артикуляции звука [Ы],
выделение его в звуковом потоке. Выделение последнего гласного звука в
словах. Дифференциация звуков [Ы]-[И]. Слитное
произнесение на одном выдохе звукосочетаний из трех гласных звуков, их анализ
и синтез. |
8 нед. |
Закрепление гласных звуков. |
Слитное произнесение на одном выдохе звукосочетаний
из трех гласных звуков, их анализ и синтез. Выделение ударного гласного звука
в словах. |
9 нед. |
Звук [М]. Буква М. Чтение слогов. |
Закрепление понятия «согласный» звук. Выделение
звука [М]в словах, нахождение его места в слове.
Анализ и синтез слов ам, ум, мы, му. Чтение слогов. |
10 нед. |
Звук [Н]. Буква Н. Чтение слогов. |
Закрепление понятия «согласный» звук. Выделение
звука [Н] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова он. Чтение слогов. |
11 нед. |
Звук [В]. Буква В. Чтение
слогов. |
Выделение звука [В] в словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез
слова вы. Чтение слогов. |
12 нед. |
Звук [Ф]. Звуки [Ф]-[В].
Буква Ф. Чтение слогов. |
Выделение звука [Ф] в словах, нахождение его места в
слове. Усвоение понятия «звонкие и глухие согласные звуки». Анализ и синтез
слова фу. Чтение слогов. |
13 нед. |
Звук [З]. Буква З. Чтение
слогов. |
Выделение звука [З] в
словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова ваза. Чтение слогов. |
14 нед. |
Звук [С]. Буква С. Звуки [С]-[З]. Чтение слогов. |
Выделение звука [С] в словах, нахождение его места в слове. Дифференциация
звуков [С]-[З]. Анализ и синтез слов козы, совы. Чтение слогов. |
15 нед. |
Звук [Ш]. Буква Ш. Чтение
слогов. |
Выделение звука [Ш] в
словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова ваза. Чтение слогов. |
16 нед. |
Звук [Ж]. Буква Ж.
Звуки [Ш]-[Ж]. Чтение слогов. |
Выделение звука [Ж] в словах, нахождение его места в
слове. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]. Анализ и
синтез слов козы, совы. Чтение
слогов. |
17 нед. |
Звуки [С]-[З]-[Ш]-[Ж]. |
Дифференциация звуков [С]-[З]-[Ш]-[Ж]. |
18 нед. |
Звук [Х]. Буква Х. Чтение слогов и односложных слов
(из 3-х букв). |
Выделение звука [Х] в словах, нахождение его места в
слове. Анализ и синтез слова муха.
Чтение слогов и слов из 3 букв. |
19 нед. |
Звук [Б]. Буква Б. Чтение слогов. |
Выделение звука [Б] в словах, нахождение его места в
слове. Анализ и синтез слов бусы,банан. Чтение слогов. |
20 нед. |
Звук [П]. Буква П. Звуки [П]-[Б]. Чтение слогов. |
Выделение звука [П] в
словах, нахождение его места в слове. Дифференциация звуков [П]-[Б]. Анализ и синтез слов пума, суп. Чтение слогов. |
21 нед. |
Звук [Д]. Буква Д. Чтение слогов. |
Выделение звука [Д] в словах, нахождение его места в
слове. Анализ и синтез слов дубы, дом. Чтение
слогов. |
22 нед. |
Звук [Т]. Буква Т. Звуки [Т]-[Д].
Чтение слогов. |
Выделение звука [Т] в словах, нахождение его места в
слове. Дифференциация звуков [Т]-[Д]. Анализ и
синтез слов мост, банты. Чтение
слогов. |
23 нед. |
Звук [Г]. Буква Г. Чтение слогов. |
Выделение звука [Г] в словах, нахождение его места в
слове. Анализ и синтез слов вагон,
гном. Чтение слогов. |
24 нед. |
Звук [К]. Буква К. Звуки [К]-[Г]-[Х]. Чтение слогов. |
Выделение звука [К] в
словах, нахождение его места в слове. Дифференциация звуков [К]-[Г]-[Х]. Анализ и синтез слова кошка. Чтение
слогов. |
25 нед. |
Звук [Ц]. Буква Ц. Чтение
слогов и слов из 3-х букв. |
Выделение звука [Ц] в
словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слов цыпа, цыган. Чтение слов из 3 букв.. |
26 нед. |
Звук [Р]. Буква Р. Чтение слогов
и слов из 3-х букв. |
Выделение звука [Р] в
словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слова роза. Чтение слов из 3 букв. |
27 нед. |
Звук [Л]. Буква Л. Чтение слогов и слов из 3-х букв. |
Выделение звука [Л] в словах, нахождение его места в
слове. Анализ и синтез слова луна.
Чтение слов из 3 букв. |
28 нед. |
Чтение односложных слов с двумя согласными на конце,
двухсложных слов. |
Чтение слов из 3 букв. |
29 нед. |
Понятие о мягких согласных звуках. |
Знакомство с парными мягкими согласными звуками, их
произнесение, выделение в словах. Чтение слогов и слов из трех букв с буквой
И. |
30 нед. |
Звуки [Ч]. Буква Ч. Звуки [Ч]-[Т']. |
Выделение звука [Ч] в словах, нахождение его места в
слове. Анализ и синтез слов бочка,
врач. Дифференциация звуков [Ч]-[Т']. Чтение
слов из 3 букв. |
31 нед. |
Звук [Щ]. Буква Щ. Звуки [Ш]-[Щ]. |
Выделение звука [Щ] в
словах, нахождение его места в слове. Анализ и синтез слов щука, щит. Дифференциация звуков [Ш]-[Щ]. Чтение слов из 3 букв. |
32 нед. |
Звук [Й]. Буква Й. |
Выделение звука [Й] в словах, нахождение его места в
слове. Чтение слов из 3 букв. |
33 нед. |
Повторение. |
Закрепление пройденного материала. |
34 нед. |
Повторение. |
Закрепление пройденного материала. |