Назад

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация

для педагогов

 

Игры и упражнения

по согласованию речи с движениями

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-логопед высшей кв. категории

А.Е. Калюжная

 

 

 

 

 

 

 

 

г.о. Люберцы, 2018г.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Поэтому в процессе дошкольного воспитания и обучения необходимо уделять особое внимание активизации двигательной сферы ребенка. Развитие двигательных функций способствует укреплению здоровья, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшают аппетит, нормализуют сон.

Также не для кого ни секрет, что с развитием двигательных навыков тесно связано развитие речи. Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивая детей на игру.

Таким образом, одним из эффективных приемов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Их можно использовать на утренней гимнастике, физкультминутках, прогулке, гимнастике после сна, досуговых мероприятиях. Проводить их можно как в положении стоя (возле рабочих столов или встав в круг), так и в движении, когда дети могут ходить друг за другом по кругу то в одном, то в другом или в произвольном направлении.  

Игры на координацию речи с движениями могут быть представлены стихами детских поэтов, потешками, народными песенками, чистоговорками. Их можно подобрать по лексическим темам для занятий в течение всего учебного года.

 

 

 Физинутка «Деревья»

 

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

Ноги – это корни                       

Их поставим шире.

Чтоб держали дерево,            

Падать не давали,

Из глубин далеких                 

Воду добывали.                      

Тело наше – ствол могучий.

Он чуть-чуть качается          

И своей верхушкой острой   

В небо упирается.                  

Наши руки – это ветви.         

Крону вместе образуют   

Вместе им совсем не страшно

Когда ветры сильно дуют.        

Пальцы веточками будут       

Листья закрывают их.           

Как придет за летом осень    

Листья разлетятся вмиг.                            

 

 

 

Руки в стороны - вверх

 

Ставят ноги на ширину плеч.

Наклоны в стороны.

 

Наклоны вперед.

Покачиваются.

 

Встают на носочки.

 

Вытягивают руки вверх, затем соединяют над головой.

Покачивают руками.

Шевелят пальцами.

Проводят одной ладонью по другой.

Дуют на ладони, сжимают и

выпрямляют пальцы

 

          Физинутка «Летняя гроза»

 

Гром гремит, грозит, грохочет            Топают ногами в такт

Напугать гроза нас хочет.

Небо было голубое -                             Качают руками над головой

Стало грозное, стальное.

Град горошинами бьет                         Стучат кулаками по коленям

Погулять нам не дает!                          Приседают на корточки, руки – «крыша»

Но гроза все дальше, тише                  Руки к ушам – «прислушиваются»  

Глуше гром и небо чище…

Загорелась полукругом                        Встают, делая руками полукруг над 

Радуга-дуга над лугом!                         головой, и снова приседают.

 

 

    Физинутка-чистоговорка «Сова»

 

Ва-ва-ва – на суку сидит сова                  

Вы-вы-вы – есть два глаза у совы

 

 

Ву-ву-ву – нарисуем мы сову

                      

           

              Физинутка «Пирожки»

 

Я пеку пшеничные                 

Пироги отличные.

Кто придет попробовать       

Пироги пшеничные?             

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора,

И другие, все кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесила я,                                                                        

Сахар не забыла я,           

Пироги пшеничные         

В печку посадила я.         

Печка весело горит,         

Наша мама говорит:     

- Крошки, что останутся,       

Воробьям достанутся.            

 

 

3хлопка, присесть

3хлопка, соединить пальцы, поднять к глазам

3хлопка, рисовать в воздухе

указ. пальцами сову

 

 

«пекут пирожки»

поднимают плечи вверх

 

загибают пальцы на руке

«зовут»

сжимают – разжимают пальцы

перебирают пальчиками 

вытягивают руки вперед

 

шевелят пальцами над головой

 

«крошат крошки»

 

           Физинутка «Заяц по лесу скакал»

 

Заяц по лесу скакал,

Заяц корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки

Шорох тихий раздается,-

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы,

Убегает от беды.

Вперед, назад заторопился,

И тихонько затаился.

Прыгают на двух ногах

 

Останавливаются, руки-«уши» вверх

Руки по очереди приставляют к правому и левому уху

Прыгают вправо-влево

 

Прыгают вперед-назад и приседают на корточки

 

           Физ.минутка «Бычок»

 

Му-му, я рогатый,

 

Му-му, я хвостатый,

Му-му, я ушастый,

Му-му, очень страшный.

Му-му, испугаю,

Му-му, забодаю.

2 прыжка, ставят к голове пальцы-«рожки»

2 прыжка, руки назад – «хвост»

2 прыжка, руки к голове – «уши»

2 прыжка, нахмурясь, качают головой

2 прыжка, топают ногами

2 прыжка, двигают  «рожками»

 

Литература:

 

1.  Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

2.  Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.  Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2006.

4.  Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.

5.  Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб.: Издательство «Речь», 2002.

6.  Синицына Е.И. Развивающие стихи и рифмы. Серия: «Дошкольное образование». – М.: ЮНВЕС, 2000.