Назад

 

 

Как относиться к речевым ошибкам детей?

 

 

Повседневно общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими ошибками в их речи. Это:

 

·       неправильные окончания имен существительных множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);

 

·       изменение по падежам несклоняемых существительных (в пальте, в кине, на пианине, кофею);

 

·         незнание рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко выпил, один яблок);

 

·         ошибки в основе глаголов (даваю, ехаю, бежу, искаю, жеваю);

 

·         неправильная форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);

 

·        неправильное склонение числительных (идите по одном, иди с двоями, собака с пять   щенят, курица пришла без два цыпленка);

 

·        отсутствие в личных местоимениях начального Н в косвенных падежах (у ей, к ему, с  ими).

 

 Ученые, изучающие развитие детской речи, отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы оказывается правильным, иногда – нет.

 

v Когда ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание ребенка.

v Устойчивые же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной.

v Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить ребенка.

v Не следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно.

v Исправлять ошибки нужно доброжелательно, тактично.

 

Вот пример:

В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же, сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился,  он сказал: «Ты правильно подметил, только надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов»  А теперь ты повтори, только правильно».

Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим удовольствием выполнял задания, не  подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.