Повседневно
общаясь с детьми, родители сталкиваются с разнообразными грамматическими
ошибками в их речи. Это:
· неправильные окончания имен существительных
множественного числа родительного падежа (лошадев, карандашов, птичков, стулов); неодушевленных имен существительных мужского рода
в предложном падеже (в носе, в роте, в глазе, на шкафе);
· изменение по падежам несклоняемых существительных (в
пальте, в кине, на пианине, кофею);
· незнание
рода имен существительных (это моя печенья, всю молоко
выпил, один яблок);
· ошибки в
основе глаголов (даваю, ехаю,
бежу, искаю, жеваю);
· неправильная
форма сравнительной степени прилагательных ( хужее, твердее, близее);
· неправильное
склонение числительных (идите по одном,
иди с двоями, собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка);
· отсутствие в
личных местоимениях начального Н в косвенных падежах
(у ей, к ему, с ими).
Ученые, изучающие развитие детской речи,
отмечают, что когда ребенок усваивает какую-нибудь форму языкового значения, то
он распространяет ее и на другие. Иногда это обобщение языковой формы
оказывается правильным, иногда – нет.
v
Когда
ошибки носят случайный характер, то на них не стоит фиксировать внимание
ребенка.
v
Устойчивые
же ошибки следует непременно исправлять. Если на них не
обращать внимание, речь ребенка надолго останется неправильной.
v
Ни
в коем случае нельзя смеяться над малышом или высмеивать его ошибки, дразнить
ребенка.
v
Не
следует пересказывать детские слова и фразы с ошибками как анекдоты, особенно в
присутствии самих детей. Дети очень гордятся тем, что им удалось насмешить
взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно.
v
Исправлять
ошибки нужно доброжелательно, тактично.
Вот пример:
В зоопарке четырехлетний мальчик с интересом
рассматривает зверей, а затем вдруг говорит: «Папа, смотри, у слонов ногов и глазов столько же,
сколько у льва». Отец слышит, что сын неправильно по числовым и падежным нормам
употребил слова. Отойдя от клетки и увидев, что ребенок успокоился, он сказал: «Ты правильно подметил, только
надо было сказать так: «У слонов ног и глаз столько же, сколько у львов» А теперь ты повтори, только правильно».
Вскоре после посещения зоопарка отец купил мальчику
набор цветных открыток «Зоопарк». Играя с сыном в игру «Что я видел в
зоопарке», он просил мальчика вспомнить, животных, которых он видел, назвать в
форме множественного числа, а затем найти их на открытке. Сын с большим
удовольствием выполнял задания, не
подозревая, что отец придумал такую игру, чтобы научить его образовывать
форму множественного числа существительных, обозначающих диких животных.