К моменту поступления в школу ребенок должен уметь
выражать свои мысли и чувства,
описывать происходящие события, вести дискуссию,
аргументировать свое мнение.
Речевые навыки ребенка необходимо развивать, а словарный запас
расширять.
Приведенные ниже задания-игры помогут вам в этом.
ЧТО КРАСИВЕЕ?
Ребенку
показывают, например, две куклы (картинки, фотографии...) и спрашивают:
"Какая красивее? Почему?". Задание можно считать выполненным
отлично, если ребенок назвал не менее 5 признаков, характеризующих предмет,
изображение с эстетической стороны.
Лучше
играть всей семьей или с друзьями детей. Сидя кругом, выбирают букву, начиная с
которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, например,
находящиеся в комнате или же изображенные на какой-либо картинке. Предположим,
на картинке изображен лес, а игрокам надо назвать предметы на букву
"д": дерево, дятел, дупло... Выигрывает тот, кто сказал последнее
слово.
Игра развивает воображение и речевую реакцию; заключается в
том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Количество игроков
несущественно.
Первый игрок называет два случайных слова — например,
"книга" и "подоконник". Следующий участник говорит,
предположим: "Книга лежала на подоконнике" — и называет слово
"девочка". Следующий игрок связывает предложением второе и третье
слова: "К подоконнику подошла девочка", и так далее. Играть можно до
бесконечности. Проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить
предложение.
Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем.
Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот.
Например, исходный текст: "Был ясный солнечный день. Небо было чистое,
голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи". Ребенок
должен пересказать текст, например, так: "Был темный хмурый день. Небо было
серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то
попрятались".
Игра для развития свободы устной речи, обогащения словарного
запаса.
Обратитесь к ребенку. "Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ.
В нем написано только самое главное. Но читать его скучно и неинтересно. Я
буду задавать тебе вопросы и записывать ответы. Ты
постарайся сделать рассказ более красочным. Потом мы вместе почитаем, что у
нас получилось".