Пояснительная записка
Как
известно, у детей, страдающих ОНР, нарушено не только звукопроизношение,
страдают все стороны речи. Необходимо проводить целостную коррекционную работу по
формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Одним из
основных направлений в этой работе является обучение детей употреблению предлогов.
Предлогов
в русском языке очень много. Не все они доступны дошкольникам. К школе полезно усвоить
две группы:
1. Предлоги, отражающие многообразные
статические пространственные отношения предметов (в том числе и человека).
2. Предлоги, передающие направление
движения либо указывающие местонахождение предмета во время движения.
Цель: обучение
правильному употреблению в речи предлогов, обозначающих местоположение предмета
в пространстве.
Задачи:
уточнение значений пространственных предлогов, их
дифференциация, формирование умения правильного употребления предложно-падежных
конструкций в речи.
Методика
предполагает систему работы, рассчитанную на два года обучения. В нее входят 24
(по 12 на каждый учебный год) темы по усвоению предлогов, которые включаются во
фронтальные логопедические занятия по формированию лексико-грамматических
категорий и развитию связной речи. Освоение предлогов не должно противоречить
лексической теме занятия, а наоборот, должно являться дополнением и
закреплением знаний, получаемых детьми при ее изучении. Дальнейшее закрепление
материала проводится на индивидуальных занятиях. Работая
с предлогами, полезно соотносить карточки-схемы с картинками.
«Пространственная» терминология окружает нас повсюду, поэтому не требуется
искать какой-то особый материал для занятий с детьми. Важно только учить детей
использовать предлоги до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной
речи. Контрольно-проверочные занятия по изученному материалу проводятся
в конце учебного года.
В
старшей группе детей обучают:
-
понимать значение предлогов: на, в, у (около), за, перед, под, к, от, по;
-
правильно
употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;
-
дифференцировать предлоги: на – в, на – под, за – перед, к –от;
-
составлять
предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным
картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.
На
занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» логопед использует термин
«маленькое слово».
В
подготовительной группе проводятся
более сложные занятия, на которых детей обучают:
-
понимать значение предлогов: из, с,
над, из-за, из-под, через, между;
-
правильно
употреблять их с существительными и прилагательными;
-
дифференцировать предлоги: из – с (со), над – под, из – из-под, из – из-за;
-
анализировать
предложения с предлогом (определять количество слогов в предложении, какой по
счету предлог и т.д.);
-
составлять схему предложения с предлогом.
На
занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог».
Большое
внимание на всех занятиях уделяется демонстрации действий, прослушиванию детьми
правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных и
прилагательных, громко и четко выделенных интонационно.