Назад

 

Пояснительная записка

Как известно, у детей, страдающих ОНР, нарушено не только звукопроизношение, страдают все стороны речи. Необходимо проводить целостную коррекционную работу по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Одним из основных направлений в этой работе является обучение детей употреблению предлогов.

Предлогов в русском языке очень много. Не все они доступны дошкольникам. К школе полезно усвоить две группы:

1.    Предлоги, отражающие многообразные статические пространственные отношения предметов (в том числе и человека).

2.    Предлоги, передающие направление движения либо указывающие местонахождение предмета во время движения.

Цель: обучение правильному употреблению в речи предлогов, обозначающих местоположение предмета в пространстве.

Задачи:  уточнение значений пространственных предлогов, их дифференциация, формирование умения правильного употребления предложно-падежных конструкций в речи.

Методика предполагает систему работы, рассчитанную на два года обучения. В нее входят 24 (по 12 на каждый учебный год) темы по усвоению предлогов, которые включаются во фронтальные логопедические занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Освоение предлогов не должно противоречить лексической теме занятия, а наоборот, должно являться дополнением и закреплением знаний, получаемых детьми при ее изучении. Дальнейшее закрепление материала проводится на индивидуальных занятиях. Работая с предлогами, полезно соотносить карточки-схемы с картинками. «Пространственная» терминология окружает нас повсюду, поэтому не требуется искать какой-то особый материал для занятий с детьми. Важно только учить детей использовать предлоги до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной речи. Контрольно-проверочные занятия по изученному материалу проводятся в конце учебного года.

 

 

В старшей группе детей обучают:

- понимать значение предлогов: на, в, у (около), за, перед, под, к, от, по;

- правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: на – в, на – под, за – перед, к –от;

- составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.

На занятиях в старшей группе вместо термина «предлог» логопед использует термин «маленькое слово».

 

В подготовительной группе проводятся более сложные занятия, на которых детей обучают:

- понимать значение предлогов: из, с, над, из-за, из-под, через, между;

- правильно употреблять их с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: из – с (со), над – под, из – из-под,           из – из-за;

- анализировать предложения с предлогом (определять количество слогов в предложении, какой по счету предлог и т.д.);

- составлять схему предложения с предлогом.

На занятиях в подготовительной группе логопед знакомит детей с термином «предлог».

Большое внимание на всех занятиях уделяется демонстрации действий, прослушиванию детьми правильного произнесения педагогом предлогов и окончаний существительных и прилагательных, громко и четко выделенных интонационно.