1-ый год
обучения (старшая группа для детей с ОНР)
Перспективное
тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических
категорий и развитию связной речи.
Пе-риод |
Тема занятия |
Развитие лексико-грамматических категорий |
Развитие связной речи (с использованием пиктограмм) |
||
|
Употребление предлогов |
||||
1 нед. |
Игрушки. Слова,
обозначающие предметы. |
Образование мн.ч. и уменьш-ласк. формы сущ., формы Р.п. сущ.в ед.ч. |
|
Постановка
вопросов к картинкам с одушевл.и
неодушевл.предметами. Составление предложений по демонстр. действию. |
|
2 нед. |
Овощи. Слова,
обозначающие действия. |
Образование мн.ч. и уменьш-ласк.формы сущ., формы Р.п. сущ.в ед.ч. |
Предлог НА. |
Составление
предложений по опорным словам. |
|
3 нед. |
Фрукты. Слова,
обозначающие признаки предметов. |
Образование мн.ч. и уменьш-ласк.формы
сущ., формы Р.п. сущ.в ед.ч. Согласование прилаг. с
существ. в И.п. |
Предлог В. |
Составление описательных
рассказов по схеме. |
|
4 нед. |
Сад-огород. Слова-предметы,
слова-действия, слова-признаки. |
Образование мн.ч. и уменьш-ласк.формы
сущ., формы Р.п. сущ.в ед.и мн.ч. Согласование прилаг. с существ. в И.п.
Закрепление обобщений и выбор лишнего предмета |
Дифференциация
НА – В. |
Составление
предложений с союзом А по опорным словам.
Составление предложений с предлогом В по демонстр. действию и по опорным схемам. |
|
5 нед. |
Ягоды. Грибы. Предложение. |
Образование уменьш-ласк.формы сущ., относ.прилаг. Согласование числит.с сущ. |
Предлог ПОД. |
Составление
простого предложения с прямым дополнением по демонстр.
действию. |
|
6 нед. |
Деревья. Предложение. |
Образование мн.ч.существ. в Р.п.; относит.прилаг.
Согласование числит.с
существ. |
Дифференциация НА – ПОД. |
Договаривание и
преобразование предложений. |
|
7 нед. |
Осень. Предложение.
Слово – предложение. |
Образование уменьш-ласк.формы сущ., сущ.множ. числа в И.п и Р.п. Подбор антонимов. Согласование прил.с существ. |
Предлог У. |
Составление
предложений и коротких рассказов с опорой на схемы. |
|
8 нед. |
Наше тело. |
Образование уменьш-ласк.формы существ., мн.ч. существ. в И.п. и в Р.п. |
|
Пересказ
рассказа Е.Пермяка «Зачем человеку руки нужны» |
|
9 нед. |
Семья. |
Образование притяж.прилаг. Употребл. притяж.местоим.
мой, моя,мои. |
|
Составление
сложносочиненных предложений с союзом А. |
|
10 нед. |
Одежда, обувь,
головные уборы. |
Образование уменьш-ласк.формы сущ., мн.ч. сущ. в И.п. и в Р.п. Согласов. прилаг.с сущ. Употребл. притяжат. местоим. мой, моя,
мое. |
|
Составление
предложений с союзом А по опорным словам. Составление
описат. рассказов по схеме. |
|
11 нед. |
Дом и его
части. |
Образование мн.ч. и уменьш-ласк.формы
сущ., мн.ч.глаголов наст.вр.3л. Согласование числит.с существ. |
Предлоги ЗА и ПЕРЕД. |
Составление
рассказов-сравнений. |
|
12 нед. |
Мебель. |
Согласование числ.от 1 до 5 с существ.
Образование относит.прилагат. |
Предлоги ЗА и ПЕРЕД (закр.). |
Составление
описательных рассказов. |
|
13 нед. |
Посуда. |
Образование
сущ. множ.ч., сущ.с уменьш.-ласкат. суффикс.
Согласование прилаг.с
существ. Употребл. в речи существ.в Р.п. с предлогом без. |
Предлоги ЗА и ПЕРЕД (закр.). |
Составление
предложений с предлогом ИЗ по опорным словам. |
|
14 нед. |
Зима. |
Образование
сущ. множ.ч., существ.с уменьш.-ласкат.
суффикс. Подбор антонимов. |
|
Составление предложений
по опорным словам. |
|
15 нед. |
Зимние забавы. |
Подбор родств.слов к словам снег, лед. |
|
Составление описат.рассказа по опорным
картинкам. Обучение рассказу, основанному на собственном опыте. |
|
16 нед. |
Зимующие птицы. |
Образование
сущ. множ.ч., существ.с
уменьш.-ласкат.суффикс. Согласование прилаг.с существ. |
|
Составление
рассказа по серии сюжетных картин «Поможем птицам» |
|
17 нед. |
Домашние птицы
и их детеныши. |
Образование
существ. с уменьш.-ласкат.суффикс. |
Предлог К. |
Составление
рассказа «Цыпленок и утенок» по опорным картинкам. |
|
18 нед. |
Домашние
животные и их детеныши. |
Образование
сущ. множ.ч., существ.с
уменьш.-ласкат. суффикс., названий детенышей. |
Предлог ОТ. |
Составление предложений
и рассказ по опорным словам и картинкам. |
|
19 нед. |
Дикие животные
наших лесов. |
Образование сущ.
множ.ч., сущ.с уменьш.-ласкат. суффикс., названий детенышей |
Дифференциация
предлогов К и ОТ. |
Составление предложений
и рассказа по опорным картинкам. |
|
20 нед. |
Животные жарких
стран. |
Образование
сущ. множ.ч., сущ.с
уменьш.-ласкат. суффикс., названий детенышей, сравнит.степени прилагат. |
Дифференциация
предлогов К и ОТ (закр.). |
Чтение рассказа
и ответы на вопросы по тексту. |
|
21 нед. |
День защитника
Отечества. |
Образование
сущ. множ.ч., согласование числит.
с сущ., слов в предложении в роде, числе и падеже. |
|
Составление рассказа
по серии сюжетных картин. |
|
22 нед. |
Профессии. |
Образование
сущ. множ.ч., поиск соотв.понятия, ошибок в предложении. |
|
Составление
рассказа по опорным картинкам. |
|
23 нед. |
Праздник 8
Марта. Женские профессии. |
Образование
сущ. множ.ч., согласование числит.
с сущ., слов в предложении в роде, числе и падеже. |
|
Составление
рассказа по плану по сюжетной картине «На музыкальном занятии». |
|
24 нед. |
Весна. |
Образование
сущ. множ.ч., сущ.с уменьш.-ласкат. суффикс. |
|
Составление
описательных рассказов по опорным картинкам. |
|
25 нед. |
Труд людей
весной. |
Образование сущ.мн.ч.в И.п.и
в Р.п., относительных прилагат. |
|
Чтение рассказа,
ответы на вопросы по тексту. |
|
26 нед. |
Перелетные
птицы. |
Образование
сущ. множ.ч., сущ.с
уменьш.-ласкат. суффикс., названий птенцов. |
|
Пересказ
рассказа по плану. |
|
27 нед. |
Деревья (повт), кустарники. |
Согласование числит.с существ. Изменение
глаголов по временам, числам и родам. |
|
Составление
рассказа-сравнения. |
|
28 нед. |
Продукты. |
Образование
сущ. множ.ч., существ.с уменьш.-ласкат.
суффикс., поиск родств.слов. |
|
Составление
предложений и рассказа по опорным
картинкам. |
|
29 нед. |
Транспорт.
Профессии на транспорте. |
Образование сущ.мн.ч., пристав.глаголов,
поиск соотв.слов. |
|
Составление
предложений и рассказа по опорным картинкам. |
|
30 нед. |
Наземный транспорт.
Правила дорожного движения. |
Образование сущ.мн.ч. Согласование числит. с существ. |
Предлог ПО. |
Составление
описательных рассказов по плану. |
|
31 нед. |
Город. |
Образование сущ.мн.ч.И.п., Р.п.; сущ.с уменьш.-ласк. суффиксами.
Употребление предложений с сущ.в
П.п. |
Предлог ПО (закр.) |
Составление
рассказа из личного опыта. |
|
32 нед. |
День Победы. |
Образование мн.ч. существ. Р.п.,
согласование числит. с сущ. |
|
Пересказ
рассказа. |
|
33 нед. |
Насекомые. |
Образование сущ.мн.ч.И.п., Р.п.; сущ.с уменьш.-ласк. суффиксами.
Согласование числит.с
существ. |
Проверочное
задание по теме «Предлоги» |
Обучение
пересказу рассказа по вопросам. |
|
34 нед. |
Цветы. |
Согласование числит.с сущ.и
прилагат. Образование сущ.мн.ч.в И.п., Р.п. |
|
Составление
описательного рассказа по плану. |
|
35 нед. |
Лето. |
Образование относит.прилаг., сравнит. степени
прилаг. Употребление сущ.в П.п. |
|
Придумывание
сказок. |
|
2-ой год
обучения (подготовительная к школе группа для детей с ОНР)
Перспективное
тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических
категорий и развитию связной речи.
Период |
Тема занятия |
Развитие лексико-грамматических категорий |
Развитие связной речи |
|
|
Употребление предлогов |
|||
1 нед. |
Огород. Труд
взрослых на полях и огородах. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже, образование относ.прилаг., образование глаголов с помощью приставок. |
|
Инсценировка
русской народной сказки «Мужик и медведь». |
2 нед. |
Сад. Труд взрослых
в садах. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже, образование относ.прилаг., образование глаголов с помощью приставок. |
Предлоги В, НА, ПОД (повторение) |
Пересказ
рассказа Л. Толстого «Косточка». |
3 нед. |
Поле. Откуда
хлеб пришел? |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относ.прилаг.,
образование глаголов с помощью приставок, образование однокорен.слов. |
|
Составление
рассказа по серии картин «Откуда хлеб пришел?» |
4 нед. |
Деревья. Кустарники. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относ.прилаг.,
согласование числ.с сущ.в
роде, числе и падеже. |
Предлог У (ОКОЛО, РЯДОМ, ВОЗЛЕ) (повторение) |
Составление
описательного рассказа о дереве. |
5 нед. |
Лес. Ягоды.
Грибы. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относ.прилаг.,
образование глаголов с помощью приставок, образование однокорен.
слов. |
|
Пересказ
рассказа В. Катаева «Грибы». |
6 нед. |
Осень. |
Согласование прил.с сущ.в
роде, числе и падеже, образование относ.прилаг.,
образование сравнит. степени прилаг. |
|
Рассказывание
по сюжетной картине. |
7 нед. |
Перелетные
птицы. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с помощью приставок, образование сложных
прилаг. |
|
Пересказ
рассказа И.С. Соколова—Микитова «Улетают журавли». |
8 нед. |
Моя семья. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, согласование числ.с сущ.в роде, числе и
падеже, диффер.глаголов соверш.
и несоверш.вида. |
|
Составление
рассказа по сюжетной картине «Семья». |
9 нед. |
Одежда, обувь,
головные уборы. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относ.прилаг.,
образование глаголов с помощью приставок, образование сравнительной степени прилаг. |
|
Составление
описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему. |
10 нед. |
Посуда.
Продукты питания. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относ.прилаг.,
образование глаголов с приставками, согласование числ.с
сущ.в роде, числе и падеже. |
Предлог ИЗ. |
Инсценировка
русской народной сказки «Лиса и журавль». |
11 нед. |
Мебель.
Электроприборы. |
Согласование прил.с сущ.в
роде, числе и падеже, образование относ.и
притяжательных прилаг., образование сравнит.
степени прилаг. |
Предлог С (СО) |
Составление
рассказа «Откуда к нам пришла мебель» (по опорным
картинкам). |
12 нед. |
Моя квартира. |
Согласование прил.с сущ.в
роде, числе и падеже, образование относ.и
притяжательных прилаг., образование сравнит.
степени прилаг. |
Дифференци-ация предлогов С(СО) - ИЗ |
Составление
рассказа по собственным наблюдениям. |
13 нед. |
Профессии. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и
падеже. |
|
Составление
рассказа о профессиях по плану. |
14 нед. |
Зима. Зимние
забавы. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и
падеже, образование сложных слов. |
|
Составление
рассказа по картине «Зимние забавы». |
15 нед. |
Новый год. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относ.прилаг.,
образование глаголов с приставками, согласование числ.с
сущ.в роде, числе и падеже. |
Предлог НАД |
Творческое
рассказывание «Елка». |
16 нед. |
Зимующие птицы. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование притяжат.прилаг.,
образование глаголов с приставками, согласование числ.с
сущ.в роде, числе и падеже. |
Дифференци-ация предлогов НАД
- ПОД |
Составление
рассказа по серии картин «Поможем птицам». |
17 нед. |
Ферма. Домашние
птицы, животные и их детеныши. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, образование притяжат. прилаг., образование
сложных слов. |
Предлог ИЗ-ПОД |
Инсценировка
рассказа «Спор животных». |
18 нед. |
Дикие животные
наших лесов. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, образование притяжат. прилаг., образование
сложных слов. |
Дифференци-ация предлогов ИЗ – ИЗ-ПОД |
Пересказ
рассказа В. Бианки «Купание медвежат». |
19 нед. |
Животные жарких
стран. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, образование
притяжательных прилаг., образование сложных слов. |
Предлог ИЗ-ЗА |
Пересказ
рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра». |
20 нед. |
На Крайнем
Севере. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, образование притяжат.прилаг., образование сложных слов. |
|
Составление
описательных рассказов о животных Крайнего Севера по плану-схеме. |
21 нед. |
Рыбы, морские
животные |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, образование притяжат.прилаг., образование сложных слов. |
Дифференци-ация предлогов ИЗ – ИЗ-ЗА |
Пересказ
рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» |
22 нед. |
День защитника
Отечества. |
Образование сущ.Р.п.ед.и мн.ч.,
образование относ.прилаг., образование глаголов с
приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже. |
|
Составление
рассказа по серии картинок «Собака-санитар». |
23 нед. |
Транспорт.
Правила дорожного движения. |
Образование
глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и
падеже, образование однокоренных слов. |
Предлоги ПО, К, ОТ (повторение) |
Составление
рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием конца истории. |
24 нед. |
8 Марта.
Женские профессии. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и
падеже. |
|
Чтение, инсценировка
С. Михалков «А что у вас?» |
25 нед. |
Экскурсия в
детскую библиотеку. |
|
|
|
26 нед. |
Библиотека. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и
падеже. |
|
Составление
рассказа по сюжетной картинке «Библиотекарь». |
27 нед. |
Весна. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, образование сложных слов,согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже. |
|
Пересказ
рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением
последующих событий. |
28 нед. |
Весна. Труд
людей весной. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование глаголов с приставками, образование сравнительной
степени прилаг. |
Предлог МЕЖДУ |
Пересказ
рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (с придумыванием
предшествующих событий). |
29 нед. |
Космос. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относительных прилаг.,
образование сравнительной степени прилаг. |
|
Пересказ
рассказа М.Була «Солнце». |
30 нед. |
Наш город. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относительных прилаг.,
образование сравнительной степени прилаг. |
Предлог ЧЕРЕЗ |
Составление
рассказа по собственным наблюдениям. |
31 нед. |
Москва –
столица нашей Родины. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относительных прилаг.,
образование сравнительной степени прилаг. |
|
Просмотр
видеоролика о Москве и беседа по нему. |
32 нед. |
Наша страна. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относительных прилаг.,
образование сравнительной степени прилаг.,
согласование числ.с сущ.в
роде, числе и падеже. |
|
Пересказ рассказа
С. А. Баруздина «Страна, где мы живем» |
33 нед. |
День Победы. |
Согласование сущ.с прилаг.в
роде, числе и падеже, образование
сравнительной степени прилаг. |
|
Пересказ
рассказа Л. Кассиля «Сестра». |
34 нед. |
Школа. Школьные
принадлежности. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относительных прилаг.,согласование
числительных с сущ. |
Проверочное
задание по теме «Предлоги» |
Составление
рассказа по картинке «Учительница». |
35 нед. |
Времена года. |
Образование сущ.ед.и мн.ч.в
разных падежах, образование относительных прилаг.,
образование сравнительной степени прилаг. |
|
Пересказ
рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания». |