Назад

 

1-ый год обучения (старшая группа для детей с ОНР)

Перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

 

Пе-риод

Тема занятия

Развитие лексико-грамматических категорий

Развитие связной речи

(с использованием пиктограмм)

 

Употребление предлогов

1 нед.

Игрушки.

Слова, обозначающие предметы.

Образование мн.ч. и уменьш-ласк. формы сущ.,  формы Р.п. сущ ед.ч.

 

Постановка вопросов к картинкам с одушевл неодушевл.предметами. Составление предложений по демонстр. действию.

2 нед.

Овощи.

Слова, обозначающие действия.

Образование мн.ч.  и уменьш-ласкормы сущ., формы Р.п. сущ.в ед.ч.

Предлог НА.

Составление предложений по опорным словам.

3 нед.

Фрукты.

Слова, обозначающие признаки предметов.

Образование мн.ч. и уменьш-ласкормы сущ., формы Р.п. сущ.в ед.ч. Согласование прилаг. с существ. в И.п.

Предлог В.

Составление описательных рассказов по схеме.

4 нед.

Сад-огород.

Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

Образование мн.ч. и уменьш-ласкормы сущ., формы Р.п. сущ.в ед.и мн.ч. Согласование прилаг. с существ. в И.п. Закрепление обобщений и выбор лишнего предмета

Дифференциация НА – В.

Составление предложений с союзом А по опорным словам. Составление предложений с предлогом В по демонстр. действию и по опорным схемам.

5 нед.

Ягоды. Грибы.

Предложение.

Образование уменьш-ласкормы сущ., относ.прилаг. Согласование числит сущ.

Предлог ПОД.

Составление простого предложения с прямым дополнением по демонстр. действию.

6 нед.

Деревья.

Предложение.

Образование мн.чуществ. в Р.п.; относит.прилаг. Согласование числит существ.

Дифференциация НА – ПОД.

Договаривание и преобразование предложений.

7 нед.

Осень.

Предложение. Слово – предложение.

Образование уменьш-ласкормы сущ., сущ.множ. числа в И.п и Р.п. Подбор антонимов. Согласование прил существ.

Предлог У.

Составление предложений и коротких рассказов с опорой на схемы.

8 нед.

Наше тело.

 

Образование уменьш-ласкормы существ., мн.ч. существ. в И.п. и в Р.п.

 

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Зачем человеку руки нужны»

9 нед.

Семья.

 

Образование притяж.прилаг. Употребл. притяжестоим. мой, моя,мои.

 

Составление сложносочиненных предложений с союзом А.

10 нед.

Одежда, обувь, головные уборы.

 

Образование уменьш-ласкормы сущ., мн.ч. сущ. в И.п. и в Р.п. Согласов. прилаг сущ. Употребл. притяжат. местоим. мой, моя, мое.

 

Составление предложений с союзом А по опорным словам. Составление описат. рассказов по схеме.

11 нед.

Дом и его части.

 

Образование мн.ч. и уменьш-ласкормы сущ., мн.ч.глаголов наст.вр.3л. Согласование числит существ.

Предлоги ЗА и ПЕРЕД.

Составление рассказов-сравнений.

12 нед.

Мебель.

 

Согласование числт 1 до 5 с существ. Образование относит.прилагат.

Предлоги ЗА и ПЕРЕД (закр.).

Составление описательных рассказов.

13 нед.

Посуда.

 

Образование сущ. множ.ч., сущ уменьш.-ласкат. суффикс. Согласование прилаг существ. Употребл. в речи существ Р.п. с предлогом без.

Предлоги ЗА и ПЕРЕД (закр.).

Составление предложений с предлогом ИЗ по опорным словам.

14 нед.

Зима.

 

Образование сущ. множ.ч., существ уменьш.-ласкат. суффикс.  Подбор антонимов.

 

Составление предложений по опорным словам.

15 нед.

Зимние забавы.

 

Подбор родствлов к словам снег, лед.

 

Составление описатассказа по опорным картинкам. Обучение рассказу, основанному на собственном опыте.

16 нед.

Зимующие птицы.

 

Образование сущ. множ.ч.,  существ уменьш.-ласкат.суффикс. Согласование прилаг существ.

 

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Поможем птицам»

17 нед.

Домашние птицы и их детеныши.

 

Образование существ. с уменьш.-ласкат.суффикс.

Предлог К.

Составление рассказа «Цыпленок и утенок» по опорным картинкам.

18 нед.

Домашние животные и их детеныши.

 

Образование сущ. множ.ч.,  существ уменьш.-ласкат. суффикс., названий детенышей.

Предлог ОТ.

 

Составление предложений и рассказ по опорным словам и картинкам.

19 нед.

Дикие животные наших лесов.

 

Образование сущ. множ.ч.,  сущ уменьш.-ласкат. суффикс., названий детенышей

Дифференциация предлогов К и ОТ.

Составление предложений и рассказа по опорным картинкам.

20 нед.

Животные жарких стран.

 

Образование сущ. множ.ч.,  сущ уменьш.-ласкат. суффикс., названий детенышей, сравнит.степени прилагат.

Дифференциация предлогов К и ОТ (закр.).

Чтение рассказа и ответы на вопросы по тексту.

21 нед.

День защитника Отечества.

 

Образование сущ. множ.ч., согласование числит. с сущ., слов в предложении в роде, числе и падеже.

 

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

22 нед.

Профессии.

Образование сущ. множ.ч., поиск соотв.понятия, ошибок в предложении.

 

Составление рассказа по опорным картинкам.

23 нед.

Праздник 8 Марта. Женские профессии.

Образование сущ. множ.ч., согласование числит. с сущ., слов в предложении в роде, числе и падеже.

 

Составление рассказа по плану по сюжетной картине «На музыкальном занятии».

24 нед.

Весна.

 

Образование сущ. множ.ч., сущ уменьш.-ласкат. суффикс.

 

Составление описательных рассказов по опорным картинкам.

 

25 нед.

Труд людей весной.

 

Образование сущ.мн.ч И.п.и в Р.п., относительных прилагат.

 

Чтение рассказа, ответы на вопросы по тексту.

26 нед.

Перелетные птицы.

 

Образование сущ. множ.ч.,  сущ уменьш.-ласкат. суффикс., названий птенцов.

 

Пересказ рассказа по плану.

27 нед.

Деревья (повт), кустарники.

Согласование числит существ. Изменение глаголов по временам, числам и родам.

 

Составление рассказа-сравнения.

28 нед.

Продукты.

Образование сущ. множ.ч., существ уменьш.-ласкат. суффикс., поиск родств.слов.

 

Составление предложений и рассказа  по опорным картинкам.

29 нед.

Транспорт. Профессии на транспорте.

 

Образование сущ.мн.ч., приставлаголов, поиск соотв.слов.

 

Составление предложений и рассказа по опорным картинкам.

30 нед.

Наземный транспорт. Правила дорожного движения.

Образование сущ.мн.ч. Согласование числит. с существ.

Предлог ПО.

Составление описательных рассказов по плану.

31 нед.

Город.

 

Образование сущ.мн.ч.И.п., Р.п.; сущ уменьш.-ласк. суффиксами. Употребление предложений с сущ П.п.

Предлог ПО (закр.)

Составление рассказа из личного опыта.

32 нед.

День Победы.

 

Образование мн.ч. существ. Р.п., согласование числит. с сущ.

 

Пересказ рассказа.

33 нед.

Насекомые.

 

Образование сущ.мн.ч.И.п., Р.п.; сущ уменьш.-ласк. суффиксами. Согласование числит существ.

Проверочное задание по теме «Предлоги»

Обучение пересказу рассказа по вопросам.

34 нед.

Цветы.

 

Согласование числит сущ.и прилагат. Образование сущ.мн.ч И.п., Р.п.

 

Составление описательного рассказа по плану.

35 нед.

Лето.

 

Образование относит.прилаг., сравнит. степени прилаг. Употребление сущ П.п.

 

Придумывание сказок.

 

2-ой год обучения (подготовительная к школе группа для детей с ОНР)

Перспективное тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

 

Период

Тема занятия

Развитие лексико-грамматических категорий

 

Развитие связной речи

 

 

Употребление предлогов

1 нед.

Огород. Труд взрослых на полях и огородах.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже, образование относ.прилаг., образование глаголов с помощью приставок.

 

Инсценировка русской народной сказки «Мужик и медведь».

2 нед.

Сад. Труд взрослых в садах.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже, образование относ.прилаг., образование глаголов с помощью приставок.

Предлоги В, НА, ПОД (повторение)

Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка».

3 нед.

Поле. Откуда хлеб пришел?

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относ.прилаг., образование глаголов с помощью приставок, образование однокорен.слов.

 

Составление рассказа по серии картин «Откуда хлеб пришел?»

4 нед.

Деревья. Кустарники.

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относ.прилаг., согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

Предлог У (ОКОЛО, РЯДОМ, ВОЗЛЕ) (повторение)

Составление описательного рассказа о дереве.

5 нед.

Лес. Ягоды. Грибы.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относ.прилаг., образование глаголов с помощью приставок, образование однокорен. слов.

 

Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы».

6 нед.

Осень.

 

Согласование прил сущ.в роде, числе и падеже, образование относ.прилаг., образование сравнит. степени прилаг.

 

Рассказывание по сюжетной картине.

7 нед.

Перелетные птицы.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с помощью приставок, образование сложных прилаг.

 

Пересказ рассказа И.С. Соколова—Микитова «Улетают журавли».

8 нед.

Моя семья.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах,  согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже, диффер.глаголов соверш. и несоверш.вида.

 

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».

9 нед.

Одежда, обувь, головные уборы.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относ.прилаг., образование глаголов с помощью приставок, образование сравнительной степени прилаг.

 

Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему.

10 нед.

Посуда. Продукты питания.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относ.прилаг., образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

Предлог ИЗ.

Инсценировка русской народной сказки «Лиса и журавль».

11 нед.

Мебель. Электроприборы.

 

Согласование прил сущ.в роде, числе и падеже, образование относ.и притяжательных прилаг., образование сравнит. степени прилаг.

Предлог С (СО)

Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель»

(по опорным картинкам).

12 нед.

Моя квартира.

 

Согласование прил сущ.в роде, числе и падеже, образование относ.и притяжательных прилаг., образование сравнит. степени прилаг.

Дифференци-ация предлогов С(СО) - ИЗ

Составление рассказа по собственным наблюдениям.

13 нед.

Профессии.

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

 

Составление рассказа о профессиях по плану.

14 нед.

Зима. Зимние забавы.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже, образование сложных слов.

 

Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

15 нед.

Новый год.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относ.прилаг., образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

Предлог НАД

Творческое рассказывание «Елка».

 

16 нед.

Зимующие птицы.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование притяжат.прилаг., образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

Дифференци-ация предлогов НАД - ПОД

Составление рассказа по серии картин «Поможем птицам».

17 нед.

Ферма. Домашние птицы, животные и их детеныши.

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, образование притяжат. прилаг., образование сложных слов.

Предлог ИЗ-ПОД

Инсценировка рассказа «Спор животных».

18 нед.

Дикие животные наших лесов.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, образование притяжат. прилаг., образование сложных слов.

Дифференци-ация предлогов ИЗ – ИЗ-ПОД

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

19 нед.

Животные жарких стран.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, образование притяжательных прилаг., образование сложных слов.

Предлог ИЗ-ЗА

Пересказ рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра».

20 нед.

На Крайнем Севере.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, образование притяжат.прилаг., образование сложных слов.

 

Составление описательных рассказов о животных Крайнего Севера по плану-схеме.

21 нед.

Рыбы, морские животные

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, образование притяжат.прилаг., образование сложных слов.

Дифференци-ация предлогов ИЗ – ИЗ-ЗА

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

22 нед.

День защитника Отечества.

 

Образование сущ.Р.п.ед мн.ч., образование относ.прилаг., образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

 

Составление рассказа по серии картинок «Собака-санитар».

23 нед.

Транспорт. Правила дорожного движения.

 

Образование глаголов с приставками, согласование числ сущ.в роде, числе и падеже, образование однокоренных слов.

Предлоги ПО, К, ОТ (повторение)

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с придумыванием конца истории.

24 нед.

8 Марта. Женские профессии.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

 

Чтение, инсценировка С. Михалков «А что у вас?»

25 нед.

Экскурсия в детскую библиотеку.

 

 

 

26 нед.

Библиотека.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

 

Составление рассказа по сюжетной картинке «Библиотекарь».

27 нед.

Весна.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, образование сложных слов,согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

 

Пересказ рассказа Г.А. Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий.

28 нед.

Весна. Труд людей весной.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование глаголов с приставками, образование сравнительной степени прилаг.

Предлог МЕЖДУ

Пересказ рассказа В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (с придумыванием предшествующих событий).

29 нед.

Космос.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относительных прилаг., образование сравнительной степени прилаг.

 

Пересказ рассказа М.Була «Солнце».

30 нед.

Наш город.

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относительных прилаг., образование сравнительной степени прилаг.

Предлог ЧЕРЕЗ

Составление рассказа по собственным наблюдениям.

31 нед.

Москва – столица нашей Родины.

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относительных прилаг., образование сравнительной степени прилаг.

 

Просмотр видеоролика о Москве и беседа по нему.

32 нед.

Наша страна.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относительных прилаг., образование сравнительной степени прилаг., согласование числ.с сущ.в роде, числе и падеже.

 

Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем»

33 нед.

День Победы.

 

Согласование сущ прилаг.в роде, числе и падеже,  образование сравнительной степени прилаг.

 

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра».

34 нед.

Школа. Школьные принадлежности.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относительных прилаг.,согласование числительных с сущ.

Проверочное задание по теме «Предлоги»

Составление рассказа по картинке «Учительница».

35 нед.

Времена года.

 

Образование сущ.ед мн.ч.в разных падежах, образование относительных прилаг., образование сравнительной степени прилаг.

 

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания».