ПОСОБИЕ «ЖИВЫЕ
ЗВУКИ»
Цели: ознакомление детей со звучащим
словом, формирование навыка звукового анализа и синтеза (нахождение места звука
в слове: в начале, в середине или в конце)
Описание: картонная игрушка «червячок»
размером 20х8 см, разделенная вертикальными полосами на 3-и части (голова -
начало, тело - середина, хвост – конец). По ней передвигаются съемные картонные
рамки со вставляющимися в них картинками-символами звуков. Рамки 3-х цветов
(красная – для гласных звуков, синяя – для согласных твердых звуков, зеленая – для согласных
мягких звуков).
Ход игры: логопед называет слово и просит
определить, где в нем «спрятался» какой-то звук. Ребенок двигает рамку с
картинкой-символом данного звука в начало, середину или конец «червячка».
Примечание: логопед показывает и учит, как
проверить правильность нахождения места звука: медленно четко произносит слово
и одновременно перемещает палец от начала к концу «червячка», выделяя голосом
нужный звук.
ПОСОБИЕ «НЕОБЫЧНЫЕ ЧАСЫ»
Цели: ознакомление детей со звучащим
словом, формирование навыка звукового анализа и синтеза; закрепление
лексических тем; развитие связной речи, воображения, воспитание дружбы и
взаимопомощи (при работе парами).
Описание: картонный круг-циферблат с двумя
стрелками. Вместо цифр изображены предметы на одну из лексических тем (посуда,
домашние животные, и др.)
Ход игры: логопед предлагает ребенку
установить стрелки часов так, чтобы они показывали на картинки, выполняя одно
из заданий:
1. Найти (направить
стрелки на картинки) и назвать слова с каким-либо звуком (находящимся в начале,
в середине или в конце слов)
2. Найти короткие и длинные слова.
3. Найти слова,
начинающиеся на звонкие или глухие звуки.
Примечания: игру можно использовать на
фронтальных занятиях, организуя работу детей парами (один ребенок двигает
короткую стрелку, второй – длинную).
ИГРА
«УЗНАЙ-КА»
Цель: ознакомление детей со звучащим
словом, формирование навыка звукового анализа и синтеза (определение места
какого-либо звука в слове; определение количества слогов в слове).
Описание: пластмассовая электронная панель
размером 15х10 см с тремя кнопками и двумя лампочками (красной и зеленой);
набор рамок с перфорацией, вставляющихся в боковое отверстие панели; набор картинок
размером 14х10 см. Рамка в рабочем положении с помощью перфорации замыкает
электрическую цепь внутри панели так, что при нажатии кнопки загорается красная
или зеленая лампочка.
Ход игры: логопед заранее подбирает картинки к
рамкам так, чтобы нажатие нужной кнопки сопровождалось горением зеленой
лампочки (правильный ответ). Логопед просит сначала подумать и ответить на
поставленный вопрос, а затем проверить правильность ответа нажатием одной из
кнопок. Пример: «Сколько слогов в слове «апельсин?». При нажатии кнопки 3
загорается зеленая лампочка.
ИГРА
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?»
Цель: формирование длительной направленной
воздушной струи, закрепление лексической темы, либо закрепление навыка
звуко-слогового анализа и синтеза.
Описание: плоская деревянная стена игрушечного
домика размером 20х15 см с окном и дверью посередине. Над окном и над дверью
прикреплены легкие занавески из ниток, не позволяющие увидеть есть ли что за
ними. С внутренней стороны домика в продольный паз вставляется картонная
перемещающаяся панель с прорезями для картинок (прорези в рабочем положении
совпадают с окном и дверью). К домику прилагается большой набор картинок с
изображением предметов и букв.
Ход игры: логопед предлагает ребенку увидеть и
назвать предметы, которые «живут» в домике, сдув занавески с окна и двери.
Логопед заранее подбирает и вставляет в прорези сдвижной панели картинки в
соответствии:
1.
с
изучаемой лексической темой;
2.
работой
по автоматизации или дифференциации звуков;
3.
с
заданием: посчитать и сравнить количество слогов в словах.
Примечание: для лучшего сдувания занавесок
плоскость домика должна совпадать с направлением воздушной струи.
ИГРА
«НУ-КА, БУТЫЛЕК, ПОДАЙ ГОЛОСОК!»
Цель: различение близких звучаний, шумов.
Описание: на стол выставляются 3 – 6 бутылочек
одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, разного размера макаронами
и др. Образцы содержимого в них лежат в специальной демонстрационной коробке.
Ход игры: логопед просит послушать звуки и
встряхивает бутылочки. Затем переставляет бутылочки местами и предлагает детям
произвести те же движения, после чего показать образцы содержимого каждой
бутылочки.
ИГРА
«ПУТЕШЕСТВИЕ КОЛОБКА»
Цель: развитие связной речи, обучение составлению
развернутых предложений с употреблением в речи падежно-предложных конструкций,
закрепление лексических тем «Дикие животные», «Домашние животные», обучение
рассказыванию известной сказки, придумыванию новой, развитие просодической
стороны речи; развитие тонкой моторики пальцев рук; развитие воображения;
воспитание любви к устному народному творчеству.
Описание: игровое поле из фанеры размером 60х60 см, обшитое
разноцветными кусками материи (зеленый – трава, голубой – река, желтый – песок
и т.д.) и разделенное белой тесьмой на дорожки. В одном из улов прикрепляется
картонный домик (с помощью ленты-«липучки»).
На поле расставляются герои сказки –маленькие игрушки (дед, баба, колобок,
заяц, волк и другие).
Ход игры: 1вариант. Логопед предлагает ребенку вспомнить
известную сказку и поиграть в нее, прокатывая колобка пальцем по дорожкам и
произнося речь героев.
2вариант. Логопед
предлагает ребенку придумать свою сказку, добавляя новых героев (кошка, собака,
свинья, курица, лягушка и других).
3вариант. Логопед
передвигает героев сказки и просит ребенка составить об этом предложения.
Например: «Покатился колобок по лугу, потом через речку по мосту и попал в
лес…»
Возможно придумать другие варианты
игры.