Пояснительная
записка
Чтение
– это быстрое последовательное преобразование букв в слитно
произносимые звуки. Часто при обучении чтению дети и их родители сталкиваются с
типичными проблемами: медленное запоминание букв, разрывание звуков слога,
чтение по слогам, непонимание смысла. Если их вовремя не преодолеть, то это
может привести к нарушению чтения (дислексии), что
ведет к плохой неуспеваемости в школе.
Предлагаемая
методика ставит перед собой цели:
обучение чтению методом постепенного «наращивания слов» с использованием
специальных приемов, позволяющих справиться с трудностями при формировании
навыка чтения, а также подготовка к грамотному письму.
Задачи:
-
запоминание начертания букв;
-
соотнесение буквы со звуком;
-
закрепление навыков ориентировки на листе (в тексте);
-
обучение слитному произнесению слогов;
-
обучение чтению слова целиком, методом «наращивания» букв;
-
обучение чтению «про себя».
Предлагаемая
методика рассчитана на обучение детей, начиная с пятилетнего возраста.
При освоении букв необходимо использовать буквы магнитной азбуки (кубики
без картинок, разрезную азбуку), чтобы буквы ассоциировались только со звуком.
Знакомить с буквами
нужно группами. Сначала нужно показывать только заглавные буквы. К началу
обучения нужно знать:
Гласные – А, О, У, Ы, Э
Согласные – Н, М, В, Ш, С, Л, Ф, З, Х
Необходимо научить
детей хорошо различать буквы (лучше «глазами» без называния): нужно многократно
показывать буквы и называть ее, просить показать ее среди других букв (сначала
непохожих, затем похожих); показать правильно расположенные среди
перевернутых. Если ребенок не может запомнить какие-то буквы, надо использовать
реконструкции букв, рассказы, как устроена буква. Нужно соотносить букву не со
слышимым звуком, а с произносимым. Для этого необходима
четко артикуляция каждого звука.
Параллельно с освоением
букв нужно проводить упражнения на ориентировку на листе. Необходимо научить
ориентированию в строке, ряду, колонках. Ребенок должен понимать, где начало и
конец слова, находить слово, а затем показывать слова, стоящие перед ним и за
ним. Аналогичные задания следует выполнять для определения порядка букв.
При чтении открытого
слога сначала нужно работать с согласными буквами, соответствующие звуки
которых произносятся длительно. Надо научить тянуть согласный, а затем добавлять
гласный звук. С согласными, которыми нельзя тянуть ребенок читает звук «про
себя», а вслух «выпаливает» слог. У ребенка с самого начала нужно формировать
осмысленное чтение, поэтому слогам, по возможности нужно придавать смысл, как
словам.
При работе со словами
надо научить слитному прочитыванию. Нужно предлагать читать все слово разом,
окидывая его беглым взглядом. Слова, которые встречались неоднократно, желательно
называть, узнавая по общему контуру. Одни и те же слова нужно прочитывать
многократно для закрепления в памяти зрительного образа. При замене букв в словах первое слово прочитывается, а второе нужно
пробовать угадывать, подставляя буквы в уме.
Ребенку надо давать
упражнения на чтение слов «про себя», а также задания на нахождение какого-то
слова, не читая, а пробегая взглядом по строчкам. Также надо включать
упражнения на «списывание» (выкладывание из букв магнитной азбуки) слов по
образцу и по памяти.