Назад

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

 

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе

по развитию связной речи

«Сочиняем рассказы по картине»

 

 

 

 

 

Подготовил и провел:

учитель-логопед

высшей кв. категории

Калюжная А.Е.

 

 

 

 

г. Люберцы, 2016г.

 

 

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей через создание речевых зарисовок по картине в процессе совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений  на фоне эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, себе и окружающим.

 

Задачи:                                                    

- Образовательные:

· обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка), отрабатывать мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы;

· упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине;

· учить детей пространственной ориентировке на картине, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки, формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное;

· обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств, учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств;

· упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

 

- Развивающие: развитие целенаправленного внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, воображения, умственных и речевых способностей, словесного творчества, дикции, общей моторики.

 

- Воспитательные: воспитание любви к родному языку, умения слушать других и говорить самому, положительного отношения к занятию.

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

 

Материалы и оборудование: игрушка на руку бегемотик Жужа, картина «Козы на лугу», листы А4 по количеству детей.

 

Словарная работа: словарь для определения местоположения объекта: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед; словарь для определения черт характера, эмоциональных состояний и их проявлений: добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет) – злой (хмурится, сердится, дерется), веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех) -  грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый) и др.

 

 

 

Ход организованной образовательной деятельности:

 

I. Орг.момент

Логопед встречает и рассаживает детей. Показывает игрушечного бегемота Жужу.

Логопед: Ребята, помните нашу прошлую встречу с бегемотиком Жужей? Тогда мы учились подбирать рифмы и даже пробовали сочинять короткие стихи. А сегодня мы попробуем сочинять рассказы по картине. Жужа, а ты пробовал когда-нибудь сочинять рассказы?

Жужа: Конечно, пробовал! Я открываю книгу с картинками и, так как пока не умею читать, начинаю по этим картинкам рассказывать. Получается, как будто я читаю, но, по-правде говоря, не всегда все понятно!

Логопед: Интересно! А знаешь, я предлагаю тебе вместе с ребятами рассмотреть одну картину и поиграть в игры, которые помогут нам   научиться самим составлять рассказы по картинам.

Логопед вешает картину «Козы на лугу».

 

 II. Основная часть

 

Игра «Подзорная труба»

Логопед: Ребята, для составления рассказа по картине нам сначала нужно определить, какие предметы на ней изображены, а затем сгруппировать их по какому-то признаку. В этом нам поможет подзорная труба, которую мы сделаем из листа бумаги. Правило такое: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его.

Дети «изготавливают» подзорную трубу, называют объекты картины (главные, второстепенные, части объектов): козы, козлята, трава, ветки, дома, …

Параллельно с этим логопед проводит моделирование названных объектов с помощью схематичного изображения (букв, условных рисунков, цветовых пятен и др.) на доске (листе бумаги) аналогично композиции картины. Однородные объекты схематично объединяются в группы.

Логопед: Итак, Жужа,  мы разобрались, что когда смотришь на картину, надо сначала обозначить предметы, изображенные на ней, определить какие из них главные.

 

Игра «Объединяй»

Логопед предлагает детям подумать, какие объекты связаны между собой, сказать, как они связаны и почему.

Например: Коза ест траву, так как трава – это пища для домашних животных.

Дети составляют короткие рассказы-рассуждения, состоящие из 2-3 предложений. Сначала говорят, что с чем связано, затем почему.

Логопед хвалит детей, подводит итог игры, выделяя наиболее существенные связи, подводящие к осмыслению содержания картины.

Игра «Да - нет»

Жужа: А я знаю, чему еще нужно научиться для составления рассказа! Нужно научиться ориентироваться в пространстве картины.

Логопед:  Правильно, Жужа! Для этого я предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Я загадаю какой-то объект на картине, а вы с помощью вопросов о положении на картине должны его узнать. Важно: на ваши вопросы я буду отвечать только словами «да» или «нет».

Дети задают вопросы, логопед по ходу игры  активизирует соответствующий словарный запас: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Также вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед.

Игра проводится с 2-3 объектами.

Логопед хвалит детей.

 

Игра «Машина времени»

Логопед: Ребята, обычно картина рассматривается как остановившийся миг. А мы с вами сейчас попробуем представить, как развивается сюжет во времени. Для этого сначала нужно определить время года и части суток, изображенные на картине.

Дети называют предполагаемые время года и части суток.

Логопед: А теперь выберете объект картины, опишите его настоящее, а затем попробуйте подумать, что могло бы быть с ним в прошлом и в будущем (близком и далеком).

Дети составляют небольшие рассказы. Логопед предлагает использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того – после).

Логопед хвалит детей.

 

Физ. минутка «Можно ль козам не бодаться…»

Логопед: А сейчас я предлагаю послушать стихотворение, а затем мальчикам превратиться в козлят, а девочкам – в веселых подружек.

Можно ль козам не бодаться,           поднимают плечи – «удивляются»

Если рожки есть?!                          указ.пальцы поднимают к голове

В пляс девчонкам не пускаться,    поднимают плечи – «удивляются»

Если ножки есть?!                         выставляют ноги вперед на пятку

За рога возьмем козленка,             мальчики бегут на «луг», девочки -

Отведем на луг,                             встают в круг, танцуют.

А девчонку за ручонку

В наш веселый круг.

 

Игра «Войдем в картину»

Логопед: Ребята, а теперь мы с вами представим, как будто мы сами находимся на картине. У нас есть пять органов чувств. Глазами мы видим объекты, определяем их цвет, размер. Ушами мы слышим звуки, а нос воспринимает запахи. То и другое может быть приятным и неприятным, резким и слабым. Язык ощущает вкус. Он тоже может быть разным. Рука дает нам тактильные ощущения,  какой формы, температуры, влажности тот или иной объект. Давайте начнем наши зарисовки со слов «Я слышу, как …»

Дети продолжают предложения.

Аналогично логопед просит составлять фразы, начинающиеся со слов  «Я чувствую запах…», «Если дотронуться руками…».

Логопед хвалит детей.

 

Игра «Кто о чем думает, говорит?»

Логопед: Жужа, а ты знаешь, что передача ощущений может идти и от персонажей картины. Для этого нужно представить себя каким-то объектом нашей картины. Какое у него настроение, какой характер? О чем он мог бы говорить или думать?

Логопед предлагает детям представить себя каким-то объектом с картины и составить несколько предложений от его лица.

Дети составляют мини монологи и диалоги от лица разных персонажей картины. В ходе составления логопед направляет, уточняет знания о чертах характера, эмоциональных состояниях и их проявлениях (добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет) – злой (хмурится, сердится, дерется), веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех) -  грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый)

Логопед хвалит детей.

 

III. Итоги.

Логопед: Ну вот, ребята, мы с вами попробовали сочинять небольшие рассказы по картине. Жужа, тебе понравилось у нас в гостях, как дети сочиняли, фантазировали?

Жужа: Очень понравилось! А еще я понял, что сочинять рассказы не просто, но очень интересно! Ребята, а давайте придумаем название для нашей картины.

Дети подбирают и называют свои варианты названия для картины.

Логопед хвалит детей.

 

 

 

Литература:

1. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.-37с.