Назад

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

 

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе

по развитию связной речи

«Играем, сочиняем…»

 

 

 

 

 

Подготовил и провел:

учитель-логопед

высшей кв. категории

Калюжная А.Е.

 

 

 

 

г. Люберцы, 2016г.

 

 

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей через восприятие стихотворных текстов на фоне эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, себе и окружающим.

 

Задачи:                                                    

- Образовательные: активизация словаря, обучение точно, образно и эмоционально выражать свои мысли, создание творческого продукта в речевой деятельности.

- Развивающие: развитие целенаправленного внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, воображения, умственных и речевых способностей, интереса к поэтическому жанру, словесного творчества, дикции, общей моторики.

- Воспитательные: воспитание любви к родному языку, умения слушать других и говорить самому, положительного отношения к занятию.

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

 

Материалы и оборудование: игрушка на руку бегемотик Жужа, мультимедийные устройства (проектор, интерактивная доска, презентация «Хочу стать поэтом», СD-проигрыватель, диск «Логопедические распевки»), предметные картинки по количеству детей.

 

Словарная работа: рифма, лимерик.

 

Ход организованной образовательной деятельности:

I. Орг.момент

Логопед встречает и рассаживает детей. Показывает игрушечного бегемота Жужу.

Логопед: Ребята, помните нашу прошлую встречу с бегемотиком Жужей? Тогда мы научились составлять загадки, используя сравнения. А сегодня мы попробуем сами придумывать короткие стихи, улавливать созвучность и музыкальность слов. Кто знает, может быть, через несколько лет кто-нибудь из вас вырастет настоящим поэтом. Жужа, а ты пробовал когда-нибудь писать стихи?

Жужа: Конечно, пробовал! Это очень интересно! Сначала нужно научиться находить слова, которые похоже произносятся. Они еще называются рифмой. Вот, например, какая рифма к слову «бегемот»?

 Дети  подбирают слова: «живот», «пароход», …

Жужа: А к слову «бегемотик»?

Дети называют слова: «животик», «пароходик», … (при необходимости логопед подсказывает, как изменить слово).

Логопед: Хорошо, Жужа, давай сейчас вместе с ребятами поиграем в игру «Рифмушки», потренируемся подбирать рифмы к словам. Ну, что, готовы? Тогда начинаем!

 

II. Основная часть

Игра «Рифмушки»

Логопед включает презентацию на экране, показывает слайд с игрой, предлагает рассмотреть картинки и подбирать рифмованные слова к слову, обозначающему центральную картинку (кошка»).

Дети рассматривают картинки (с подписями),  называют слова парами, начиная с заданного слова (кошка – мошка, кошка – окошко, …)

Логопед записывает подходящие слова.

Аналогично дети подбирают слова-рифмы к слову «пчёлка».

Логопед хвалит детей.

Логопед: А теперь я предлагаю вам заканчивать мои фразы, выбирая нужные слова.

 

 Игра  «Закончи фразу»

Логопед читает незаконченную рифмовку, дети называют последнее слово, выбрав его из трех предложенных вариантов (при затруднении в выборе логопед зачитывает двустишие во всех трех вариантах)

Очень любят есть бананы

В зоопарке … (тигры, медведи или обезьяны)

 

Съел Сережа на обед

Целых пять больших … (сосисок, блинов или котлет)

 

Пестрая курица

Вышла на … (балкон, улицу или дорогу)

 

На лугу гуляют утки

Собирают … (ромашки, незабудки или васильки)

 

Шел по улице енот,

Он искал … (магазин, кафе или подземный ход)

 

Логопед хвалит детей.

Логопед: Ребята, оказывается для стихосложения важно подобрать такое слово-рифму, чтобы оно подходило по смыслу. Я предлагаю вам этому поучиться.

 

Игра «Выбери по смыслу»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинки и выбрать ту из них, которая подходит по смыслу:

Бегемот засунул в рот

Очень вкусный … (бутерброд или самолет)

 

Жила-была старушка

В маленькой … (избушке или подушке)

Надела утром мышка

Зеленые … (штанишки или мартышки)

Логопед хвалит детей.

 

Игра «Подбери рифму к слову-действию»

Логопед: Мы с вами потренировались подбирать похожие по звучанию слова-предметы, а сейчас попробуем искать слова – действия. Вот, например, собака (что делает?) лает. Найдите слово похожее на слово «лает»

Дети подбирают слова-рифмы: «кусает», «играет», «хватает», «охраняет», «помогает».

Аналогично, логопед просит подобрать слова-рифмы к слову «клюет».

Логопед хвалит детей.

Жужа: Молодцы, ребята! Я думаю, что вы уже стали настоящими поэтами! Давайте будем читать стихи!

Логопед: Подожди, Жужа! Мы только начали учиться, сочинять стихи не так просто, как тебе кажется! Нужно знать много слов, уметь строить красивую правильную фразу, а еще нужно знать, кому и для чего пишется стихотворение. Я хочу сейчас предложить нашим ребятам сочинять короткие стихи, которые называются чистоговорки. Они помогут нам не только подбирать рифмы, но и немножко отдохнуть, подвигаться.

 

Физ. минутка «Сочиняем чистоговорки»

Логопед читает незаконченные рифмованные строчки.

Дети заканчивают их, подбирая рифму, и выполняют движения, предложенные логопедом в соответствии с текстом и ритмом.

Ва-ва-ва – на суку сидит … (сова)

Хлопают в ладоши3 раза, приседают на корточки

Вы-вы-вы – есть два глаза у … (совы)

Хлопают в ладоши3 раза, колечки из пальцев подносят к глазам,

(по очереди соединяют указат.пальцы с больш, средние с больш.,…)

Ву-ву-ву – нарисуем мы … (сову)

Хлопают в ладоши3 раза, в воздухе рисуют сову двумя руками.

Логопед: А я предлагаю вам сочинить еще одну чистоговорку и даже спеть ее, чтобы получилась песенка. А называется она «Домашний футбол». Как вы думаете, можно играть дома в футбол? Почему?

Дети отвечают на вопрос.

Логопед: Конечно, понятно, чем это может закончиться. Ну, что же подбираем рифмы:

Лы-лы-лы, лы-лы-лы – забивали мы … (голы)

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – возле окон на … (полу)

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – мы не били по … (стеклу)

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – только нет в окне … (стекла)

Ну, а теперь пробуем спеть нашу песенку под музыку.

Дети вместе с логопедом поют. Логопед хвалит детей.

 

Знакомство с лимериками.

Логопед: Ребята, я хочу вам рассказать про лимерики. Это такие короткие шуточные стихи, названные так в честь ирландского города. Их научились сочинять более ста тридцати лет назад, а одним из первых был англичанин Эдвард Лир. А это - его книга – «Книга бессмыслиц» (показывает слайд) Лимерики всегда состоят из пяти строк, начинаются они обычно словами «жил-был», герои лимериков – чудаки. Вот послушайте, как звучат некоторые из них в переводе на русский язык:


Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
З
аваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме.

Жила на горе старушонка,
Что учила плясать лягушонка.
Но на все "раз-и-два"
Отвечал он: "Ква-ква! "
Ох, и злилась же та старушонка!

Один старикашка с косою
Г
онялся полдня за осою.
Но в четвертом часу
П
отерял он косу
И был крепко укушен осою.

Жил старик на развесистой ветке,
У него были волосы редки.
Но галчата напали
И
совсем общипали
Старика на развесистой ветке.

Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
"До чего ж эта дама приятная! "

 

Логопед: Вот такие интересные стихи! Вам понравились, ребята? А тебе, Жужа?

Жужа: Очень понравились! Но только когда мы сами попробуем сочинять? Очень хочется!

Логопед: А вот сейчас и попробуем!

Игра «Сочиняем»

Логопед: Ребята, я сейчас раздам вам по две картинки, названия которых звучат похоже, то есть рифмуются. Первая строчка стихотворения будет начинаться со слов «жил-был» или «жила-была», поэтому из двух выберите ту картинку, на которой живой предмет, а дальше придумайте для него какое-нибудь действие. Может быть, нам удастся даже сочинить лимерики!

Дети составляют рифмованные строчки и по очереди произносят их вслух. Логопед хвалит детей, по необходимости помогает придумывать или немного изменяет.

 

III. Итоги

Логопед: Ребята, мы с вами сегодня узнали, что такое рифма, учились подбирать рифмованные слова и даже сочинять небольшие стихи. Жужа, тебе понравилось? Придешь к нам еще?

Жужа: Очень понравилось! Я вот тоже одно стихотворение про себя сочинил. Хотите послушать?

Жил-был один бегемотик,

У него был толстый животик.

Он так часто ел,

Что быстро толстел,

Но все же просил бутербродик!

Логопед: Ай да, молодец, Жужа! Веселый получился лимерик! Тогда пожалуй, и мне на память о нашей встрече надо что-то сказать…

Жили-были детишки в саду,

Сочиняли стишки они на ходу.

Чтобы лучше они сочиняли,

Конфетами их угощали.

Вот как весело детям в саду!

Логопед угощает детей конфетами.

Жужа: До свидания, ребята! До скорых встреч!

Дети прощаются с бегемотиком Жужей.

 

 

Литература:

1. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2004.-37с.

2.    Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготтап. – М.: Гуманитарзд.центр ВЛАДОС, 2005.- 112с.

3.    Шалаева Г.П. Хочу стать поэтом. Малыш выбирает профессию. – М.: Филол-во «Слово»: ООО «Изд-во «ЭКСМО»», 2004.- 64с.