Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного
вида №5 «Золотой ключик»
Конспект
организованной
образовательной деятельности
в подготовительной
логопедической группе
по развитию связной
речи
«Играем,
сочиняем…»
Подготовил и провел:
учитель-логопед
высшей кв. категории
Калюжная А.Е.
г. Люберцы, 2016г.
Цель:
развитие
интеллектуально-творческого потенциала личности детей через восприятие
стихотворных текстов на фоне эмоционального благополучия, положительного
отношения к миру, себе и окружающим.
Задачи:
- Образовательные: активизация
словаря, обучение точно, образно и эмоционально выражать свои мысли, создание
творческого продукта в речевой деятельности.
- Развивающие: развитие целенаправленного
внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, воображения, умственных и
речевых способностей, интереса к поэтическому жанру, словесного творчества,
дикции, общей моторики.
- Воспитательные: воспитание любви
к родному языку, умения слушать других и говорить самому, положительного
отношения к занятию.
Интеграция
образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие»,«Речевое развитие», «Физическое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие».
Материалы
и оборудование: игрушка
на руку бегемотик Жужа, мультимедийные
устройства (проектор, интерактивная доска, презентация «Хочу стать поэтом», СD-проигрыватель, диск «Логопедические распевки»), предметные картинки по количеству детей.
Словарная
работа: рифма,
лимерик.
Ход организованной образовательной
деятельности:
I. Орг.момент
Логопед
встречает и рассаживает детей. Показывает игрушечного бегемота Жужу.
Логопед: Ребята,
помните нашу прошлую встречу с бегемотиком Жужей? Тогда мы научились составлять загадки, используя
сравнения. А сегодня мы попробуем сами придумывать короткие стихи, улавливать
созвучность и музыкальность слов. Кто знает, может быть, через несколько лет
кто-нибудь из вас вырастет настоящим поэтом. Жужа, а
ты пробовал когда-нибудь писать стихи?
Жужа: Конечно,
пробовал! Это очень интересно! Сначала нужно научиться находить слова, которые похоже произносятся. Они еще называются рифмой. Вот,
например, какая рифма к слову «бегемот»?
Дети подбирают слова: «живот», «пароход», …
Жужа: А к слову «бегемотик»?
Дети называют слова:
«животик», «пароходик», … (при
необходимости логопед подсказывает, как изменить слово).
Логопед: Хорошо, Жужа, давай сейчас вместе с ребятами поиграем в игру «Рифмушки», потренируемся подбирать рифмы к словам. Ну, что,
готовы? Тогда начинаем!
II. Основная часть
Игра «Рифмушки»
Логопед включает
презентацию на экране, показывает слайд с игрой, предлагает рассмотреть
картинки и подбирать рифмованные слова к слову, обозначающему центральную
картинку (кошка»).
Дети рассматривают
картинки (с подписями), называют слова
парами, начиная с заданного слова (кошка
– мошка, кошка – окошко, …)
Логопед записывает
подходящие слова.
Аналогично
дети подбирают слова-рифмы к слову «пчёлка».
Логопед
хвалит детей.
Логопед: А теперь я
предлагаю вам заканчивать мои фразы, выбирая нужные слова.
Игра «Закончи
фразу»
Логопед
читает незаконченную рифмовку, дети называют последнее слово, выбрав его из
трех предложенных вариантов (при затруднении в выборе логопед зачитывает
двустишие во всех трех вариантах)
Очень любят есть бананы
В зоопарке …
(тигры, медведи или обезьяны)
Съел Сережа на
обед
Целых пять
больших … (сосисок, блинов или котлет)
Пестрая курица
Вышла на …
(балкон, улицу или дорогу)
На лугу гуляют
утки
Собирают …
(ромашки, незабудки или васильки)
Шел по улице
енот,
Он искал …
(магазин, кафе или подземный ход)
Логопед
хвалит детей.
Логопед: Ребята,
оказывается для стихосложения важно подобрать такое слово-рифму, чтобы оно
подходило по смыслу. Я предлагаю вам этому поучиться.
Игра «Выбери по
смыслу»
Логопед
предлагает детям рассмотреть картинки и выбрать ту из них, которая подходит по
смыслу:
Бегемот засунул
в рот
Очень вкусный …
(бутерброд или самолет)
Жила-была
старушка
В маленькой … (избушке
или подушке)
Надела утром
мышка
Зеленые …
(штанишки или мартышки)
Логопед
хвалит детей.
Игра «Подбери
рифму к слову-действию»
Логопед: Мы с вами
потренировались подбирать похожие по звучанию слова-предметы, а сейчас
попробуем искать слова – действия. Вот, например, собака (что делает?) лает.
Найдите слово похожее на слово «лает»
Дети подбирают
слова-рифмы: «кусает», «играет»,
«хватает», «охраняет», «помогает».
Аналогично,
логопед просит подобрать слова-рифмы к слову «клюет».
Логопед
хвалит детей.
Жужа: Молодцы,
ребята! Я думаю, что вы уже стали настоящими поэтами! Давайте будем читать
стихи!
Логопед:
Подожди,
Жужа! Мы только начали учиться, сочинять стихи не так
просто, как тебе кажется! Нужно знать много слов, уметь строить красивую
правильную фразу, а еще нужно знать, кому и для чего пишется стихотворение. Я
хочу сейчас предложить нашим ребятам сочинять короткие стихи, которые называются
чистоговорки. Они помогут нам не только подбирать рифмы, но и немножко
отдохнуть, подвигаться.
Физ. минутка «Сочиняем
чистоговорки»
Логопед
читает незаконченные рифмованные строчки.
Дети
заканчивают их, подбирая рифму, и выполняют движения, предложенные логопедом в
соответствии с текстом и ритмом.
Ва-ва-ва – на суку сидит … (сова)
Хлопают в
ладоши3 раза, приседают на корточки
Вы-вы-вы
– есть два глаза у … (совы)
Хлопают в
ладоши3 раза, колечки из пальцев подносят к глазам,
(по очереди соединяют
указат.пальцы с больш, средние с больш.,…)
Ву-ву-ву – нарисуем мы … (сову)
Хлопают в
ладоши3 раза, в воздухе рисуют сову двумя руками.
Логопед: А я предлагаю
вам сочинить еще одну чистоговорку и даже спеть ее, чтобы получилась песенка. А
называется она «Домашний футбол». Как вы думаете, можно играть дома в футбол?
Почему?
Дети
отвечают на вопрос.
Логопед: Конечно,
понятно, чем это может закончиться. Ну, что же подбираем рифмы:
Лы-лы-лы, лы-лы-лы –
забивали мы … (голы)
Лу-лу-лу, лу-лу-лу
– возле окон на … (полу)
Лу-лу-лу, лу-лу-лу
– мы не били по … (стеклу)
Ла-ла-ла,
ла-ла-ла – только нет в окне … (стекла)
Ну,
а теперь пробуем спеть нашу песенку под музыку.
Дети
вместе с логопедом поют. Логопед хвалит детей.
Знакомство с
лимериками.
Логопед: Ребята, я хочу
вам рассказать про лимерики. Это такие короткие шуточные стихи, названные так в
честь ирландского города. Их научились сочинять более ста тридцати лет назад, а
одним из первых был англичанин Эдвард Лир. А это - его книга – «Книга
бессмыслиц» (показывает слайд) Лимерики всегда состоят из пяти строк,
начинаются они обычно словами «жил-был», герои лимериков – чудаки. Вот
послушайте, как звучат некоторые из них в переводе на русский язык:
Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал
чай
И в ней же гулял в Амстердаме.
Жила на горе старушонка,
Что учила плясать лягушонка.
Но на все "раз-и-два"
Отвечал он: "Ква-ква! "
Ох, и злилась же та старушонка!
Один старикашка с косою
Гонялся
полдня за осою.
Но в четвертом часу
Потерял
он косу
И был крепко укушен осою.
Жил старик на развесистой ветке,
У него были волосы редки.
Но галчата напали
И
совсем общипали
Старика на развесистой ветке.
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
"До чего ж эта дама приятная! "
Логопед: Вот такие
интересные стихи! Вам понравились, ребята? А тебе, Жужа?
Жужа: Очень
понравились! Но только когда мы сами попробуем сочинять? Очень хочется!
Логопед: А вот сейчас и
попробуем!
Игра «Сочиняем»
Логопед: Ребята, я сейчас раздам вам по две картинки, названия
которых звучат похоже, то есть рифмуются. Первая
строчка стихотворения будет начинаться со слов «жил-был» или «жила-была»,
поэтому из двух выберите ту картинку, на которой живой предмет, а дальше
придумайте для него какое-нибудь действие. Может быть, нам удастся даже
сочинить лимерики!
Дети составляют рифмованные строчки и по очереди произносят их
вслух. Логопед хвалит детей, по необходимости помогает придумывать или немного
изменяет.
III. Итоги
Логопед: Ребята, мы с вами сегодня узнали, что такое рифма, учились
подбирать рифмованные слова и даже сочинять небольшие стихи. Жужа, тебе понравилось? Придешь к нам еще?
Жужа: Очень понравилось! Я вот тоже одно стихотворение про себя
сочинил. Хотите послушать?
Жил-был один бегемотик,
У него был толстый
животик.
Он так часто ел,
Что быстро толстел,
Но все же просил бутербродик!
Логопед: Ай да, молодец, Жужа! Веселый
получился лимерик! Тогда пожалуй, и мне на память о
нашей встрече надо что-то сказать…
Жили-были детишки в
саду,
Сочиняли стишки они на
ходу.
Чтобы лучше они
сочиняли,
Конфетами их угощали.
Вот как весело детям в
саду!
Логопед угощает детей
конфетами.
Жужа: До свидания, ребята! До скорых встреч!
Дети прощаются с бегемотиком Жужей.
Литература:
2.
Ткаченко
Т.А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подгот.этап. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 112с.
3.
Шалаева
Г.П. Хочу стать поэтом. Малыш выбирает профессию. – М.: Филол.о-во «Слово»: ООО «Изд-во «ЭКСМО»», 2004.- 64с.