Назад

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

 

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

в логопедической подготовительной к школе группе

по теме

«Космос»

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил и провел:

учитель-логопед высш.кват.

Калюжная А.Е.

 

 

 

 

 

г.о. Люберцы, 2019

 

 

 

Цель: уточнение и расширение представлений о космическом пространстве, освоении космоса, развитие диалогической речи детей в процессе совместной деятельности с педагогом посредством игровых упражнений  на фоне эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, себе и окружающим.

Задачи:

Образовательные: расширить и активизировать в речи словарный запас по теме «Космос», формировать навыки словообразования и словоизменения; учить пересказу  и инсценировки сказки.

Развивающие: развивать диалогическую речь, общую моторику, координацию речи и движений, внимание, память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать активное участие в занятии, умение слушать других и говорить самому, чувство патриотизма.

 

Оборудование: проектор, презентация о космосе, листы со слогами для игры «Поймем пришельцев», элементы костюмов для инопланетян, маски животных для инсценировки сказки.

 

Ход организованной образовательной деятельности:

 

Логопед встречает детей, предлагает послушать слова и догадаться, о чем пойдет речь на занятии:

Ракета, планета, спутник, Солнце, космонавт, Луна, метеорит, луноход.

Дети догадываются: о космосе.

Логопед: Да, правильно!

 

Беседа о космосе (с просмотром презентации)

Логопед: А вы знаете, какой праздник мы скоро будем отмечать? (ответы детей) Что за событие связано с этим днем? (ответы детей) 

Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос. А 58 лет назад это было чудо. Юрий Алексеевич Гагарин на ракете «Восток»  облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку. Когда он увидел из космоса нашу Землю, то воскликнул: «Красота-то какая!»

Земля – одна из планет Солнечной системы.

Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг звезды – Солнца. Планет всего восемь, все они разные. 

 

Речевое упражнение «Планеты Солнечной системы»

Мы планеты изучаем                    сжимать-разжимать пальцы рук

И подсчет их начинаем: 

Меркурий – раз,                             загибать пальцы по одному                           

Венера – два,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

 

Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой. Наша планета вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.

С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.

На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Речевая игра «Посчитай»

Логопед: Давайте посчитаем, сколько видно созвездий на этой картинке. (одно созвездие, два созвездия, …, двенадцать созвездий)

Для полета в космос нужно специальное снаряжение, которое перед полетом тщательно проверяется. Что надевают космонавты? (ответы детей) Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Скафандр обогревается изнутри, в нем есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля. К тому же в скафандре есть большой запас воздуха.

Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей) Правильно! Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. У космонавтов должно быть очень крепкое здоровье, ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки. Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? (да) Тогда мы тоже хотя бы в игре, полетим в космос.

Упражнение на развитие звукового анализа и синтеза «Угадай слово»

Логопед: Но чтобы ракета взлетела, надо отгадать код взлета. (показывает схему слова из пяти звуков)

Первый звук согласный, он дважды звучит в слове «космос».

Второй звук - это последний согласный звук в слове «полет».

Третий звук – последний гласный звук в слове «звезда»

Четвертый звук – это первый звук в слове «ракета».

Пятый звук такой же, как второй.

Дети разгадывают слово: «старт»

 

Физ. минутка «Полет в космос»

Мы в ракету смело сели, 
Шлем на голову надели. 

Пуск! И в космос мы летим! 
В невесомости парим. 
Развернули мы ракету! 
Видим новую планету, -

Продолжается полет. 
Космос нас к себе зовет! 

сели на корточки
сомкнули руки над головой
встали, тянемся вверх
руки в стороны, круговые движения тела
повернуться в другую сторону

вытянули руки вперед
руки в стороны, покачиваемся

помахали руками

 

Логопед: А теперь я предлагаю вам отгадать загадки про космос.

 

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект… (комета)

 

Вот камень с неба к нам летит.
Как звать его?... (метеорит)

 

Речевая игра «Закончи предложение»

Логопед: Предлагаю вам поиграть в игру. Вам надо заканчивать мои предложения словами «огромные метеориты».

Мы видим в космосе …(огромные метеориты)

В космосе много … (огромных метеоритов)

Мы наблюдаем за … (огромными метеоритами)

Мы не можем подлететь к … (огромным метеоритам)

Мы будем долго помнить об … (огромных метеоритах)

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп)

 

Он вокруг Земли плывет
И
сигналы подает.
Это вечный путник
П
од названием... (спутник)

 

Это спутник любимой планеты,
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С
неба тёмного... (луна)

 

Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)

Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны.
Луноход – это машина, двигающаяся с помощью радиоуправления по поверхности Луны. Луноход делает снимки, изучает состав почвы и многое другое. 

А теперь давайте немножко помечтаем и пофантазируем.

Когда-нибудь в ближайшем будущем, не только взрослые, но и дети смогут легко перемещаться в космосе и исследовать разные планеты. А еще они научатся общаться с инопланетянами. Кстати, не так давно мне довелось увидеть приземлившуюся недалеко от моего дома летающую тарелку и гостей с другой планеты. (показывает фото). Предлагаю вам поговорить с инопланетянами.

 

Игра на развитие диалогической речи «Разговор с  пришельцами»

Логопед: одна часть ребят будет изображать пришельцев, говорить на непонятном языке, а вторая часть группы, «земляне», будет переводить речь на русский язык.

Дети выходят на свободное место. «Инопланетянам» получают элемент костюма и лист бумаги с напечатанными слогами.  «Пришельцы» читают слоги с [Р],[РЬ], а остальные дети произносит рифмовки. Все дети на вторую часть показывают соответствующие движения. Игра повторяется 2-3 раза.

Логопед хвалит детей, предлагает сесть на свои места и послушать одну поучительную сказку.

 

Чтение и инсценировка сказки «Ракета»

Дети слушают сказку, отвечают на вопросы по тексту. Затем педагог дает роли детям и проводится инсценировка.

Логопед хвалит детей. Подводит итоги занятия.

 

 

 

Прилоэжение

 

 

Ракета

 

 

Однажды один мальчик построил ракету. Ракета получилась замечательная. После испытаний он решил подарить ее своим друзьям из соседнего леса: Зайчонку, Бельчонку и Волчонку. Лесным друзьям сразу же захотелось на ней прокатиться.

– Чур, я буду капитаном! – воскликнул Волчонок.

– Почему это ты? Я тоже хочу быть капитаном! – сказал Бельчонок.

– И я хочу! – захлопал в ладоши Зайчонок.

– Но у ракеты может быть только один капитан! – заупрямился Волчонок.

– Это еще почему? – возмутился Бельчонок.

– Ребята, давайте не будем ссориться! – сказал Зайчонок, – Пускай мы все будем капитанами. Что тут такого?

Волчонок не нашел, что возразить. И три капитана сели в ракету.

– Полетели! – скомандовал капитан Волчонок, когда все разместились внутри.

– А почему это ты командуешь? Мы все должны командовать! – возразил капитан Бельчонок.

– Давайте на раз, два, три! – предложил капитан Зайчонок.

– Раз! Два! Три! Полетели! – крикнули они хором и вместе нажали на большую кнопку с надписью «Старт».

Ракета заревела и взмыла в небо. Земля стремительно уменьшилась, а потом и вовсе исчезла. Они летели, летели, летели, и всё было хорошо, пока капитан Волчонок не решил нажать на панели одну кнопку. Ракета резко повернула направо. Но это не понравилось капитану Бельчонку, и он нажал другую кнопку. Тут управлять ракетой захотел и капитан Зайчонок. Все трое принялись жать на все кнопки подряд. Ракета начала выписывать невообразимые кувырки и упала на землю. Когда они выбрались из-под обломков, Зайчонок вздохнул:

– Как жаль, что наше путешествие закончилось, даже толком не начавшись!

– Вот видите, что мы натворили! – сказал Волчонок.

– Да уж! – покачал головой Бельчонок.

– Теперь понятно, – сказал Зайчонок, – почему у корабля должен быть один капитан. – Давайте починим ракету и попробуем еще раз.

Все с радостью согласились.

– Чур, я капитан! – крикнул Волчонок.

– Тогда я – первый помощник, – сказал Бельчонок.

– Я буду доктором, а еще поваром, – предложил Зайчонок. – Вдруг мы будем лететь долго и проголодаемся.

Никто не стал спорить. Друзья сели в ракету.

– Полетели! – скомандовал Волчонок и нажал кнопку «старт».

На этот раз путешествие прошло удачно, и они открыли множество неизведанных планет.