Назад

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

в логопедической подготовительной к школе группе

по теме

«Библиотека»

 

 

 

 

Подготовил и провел:

учитель-логопед высш.кват.

Калюжная А.Е.

 

 

 

 

г.о. Люберцы, 2019

 

 

 

Цель: уточнение и закрепление представлений о библиотеке, развитие речи детей в процессе совместной деятельности с педагогом посредством игровых упражнений  на фоне эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, себе и окружающим.

Задачи:

Образовательные: расширить и активизировать в речи словарный запас по теме «Библиотека», познакомить с работой библиотекаря, формировать навыки словообразования; учить приему рассказывания по сюжетной картине от первого лица.

Развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь, общую моторику, координацию речи и движений, внимание, память, мышление.

Воспитывающие: воспитывать любовь и бережное отношение к книге, активное участие в занятии, умение слушать других и говорить самому.

 

Оборудование: проектор, видеоролик о библиотеке, сюжетная картина «В библиотеке», книга с формуляром из групповой библиотеки.

 

Ход организованной образовательной деятельности:

 

Логопед встречает детей, предлагает догадаться, о чем пойдет речь на занятии, отгадав загадку:

Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Дети догадываются: книга.

Логопед: Да, правильно! Ребята, скажите, где живут книги?

Ответы детей.

Логопед: (после ответа «библиотека») да. Вот послушайте: библиотека в переводе с греческого языка означает хранилище, ящик. Это место, где собираются и хранятся книги. Оказывается, библиотеки появились очень давно. Так давно, что даже еще не было бумаги. Ученые находят очень древние хранилища папирусов, глиняных и клинописных табличек – предшественников книг. В любом городе, даже в деревне есть библиотеки. Так, например, в Москве работают более 500 библиотек. И они по-разному называются. Предлагаю вам поиграть в игру и догадаться, как можно назвать библиотеку.

Речевая игра «Подбери слово»

Дети заканчивают фразы, называя подходящие слова-признаки.

Для взрослых людей - … (взрослая)

Для детей - …(детская).

Библиотека книг по науке - … (научная)

Библиотека книг по истории - … (историческая)

Библиотека в районе - … (районная)

Библиотека в городе - … (городская)

Библиотека в селе - … (сельская)

Библиотека в школе - … (школьная)

Библиотека в группе детского сада - … (групповая)

Библиотека дома - …(домашняя)

Логопед хвалит детей, предлагает посмотреть небольшой видеоролик о Российской государственной детской библиотеке, которая находится в Москве.

Просмотр видеоролика (короткая беседа по нему).

 

Логопед предлагает вспомнить, какую библиотеку недавно посетила наша группа и немного рассказать об этой экскурсии, отвечая на вопросы.

Составление рассказа из собственного опыта

Логопед:

В какую библиотеку мы ходили?

Где находится библиотека?

Опишите помещение библиотеки.

Что вам запомнилось из этой экскурсии?

Дети составляют ответы на вопросы. При необходимости логопед помогает детям.

Логопед хвалит детей, предлагает встать и немного отдохнуть.

 

Физинутка «В библиотеке»

Логопед читает стихотворение. Дети вместе с педагогом выполняют движения в соответствии с текстом(2раза):

В библиотеке для ребят 
Н
а полках книги в ряд стоят. 

Бери, читай и много знай, 
Но книгу ты не обижай. 

Логопед: (предлагает детям сесть) Ребята, а кто может сказать, что значат слова «книгу ты не обижай»?

Ответы детей.

 

Заучивание диалога «О книгах»

Логопед: Молодцы, правильно! А давайте с вами выучим небольшой диалог о книгах между братом и сестрой. Вот послушайте:

Просит Соня на кровати:

- Скорее книгу открывайте!

Без книги я не лягу спать!

Пожалуйста, читать, читать!

- Я ей читаю и учу потом:

У каждой книги есть свой дом.

Страницы ты не мни, не рви!

На полке бережно храни!

И знает Соня, ей шесть лет:

- Подарка лучше книги нет!

Дети по ролям читают диалог.

Логопед хвалит детей.

Логопед: Ребята, назовите, пожалуйста, профессию человека, который работает в библиотеке.

Дети: библиотекарь.

Логопед: Что делает библиотекарь?

Ответы детей.

Логопед добавляет, что библиотекарь на каждого читателя заводит читательскую книжку, где записывают книги и срок на который они выданы. А еще он следит, чтобы в каждой книге был формуляр, который находится в специальном бумажном кармашке с внутренней стороны обложки книги. (Логопед показывает формуляр книги из групповой библиотеки)

 

Составление рассказа по сюжетной картине от первого лица.

Логопед вешает на доску сюжетную картину «В библиотеке» и предлагает детям назвать героев картины, а затем составить небольшой рассказ от имени одного из них. Логопед предлагает вниманию детей пример рассказа от имени одной из девочек, изображенной на картине:

- Меня зовут Катя. Сегодня я с ребятами нашей группы пришла в детскую библиотеку. Нас встретила библиотекарь Ирина Петровна. Ирина Петровна показала нам зал, где хранятся книги, и читальный зал. Потом она рассказала, как можно записаться в библиотеку. Мне очень понравилась экскурсия. Я хочу прийти сюда еще.

Дети (2-3 человека) составляют небольшие рассказы из 4-5 предложений. (При необходимости логопед помогает детям наводящими вопросами или используя прием незаконченной фразы.)

Логопед хвалит детей, спрашивает детей, о чем мы сегодня говорили, чем занимались на занятии.