Назад

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей логопедической группе

по теме:

«Звук и буква М. Чтение слогов

 

 

 

 

Подготовил и провел:

учитель-логопед высшей кват.

Калюжная А.Е.

 

 

 

 

 

г.о. Люберцы, 2019

 

 

 

Цели: познакомить в понятием «согласный звук»; уточнить произношение и артикуляцию звука [М], анализировать его характеристики; научить выделять его из ряда согласных звуков, слогов, из начала, середины и конца слова; познакомить с буквой М, развивать навыки анализа и синтеза, чтения слогов; развивать  артикуляционную и общую моторику, фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки.

 

Оборудование: крупные схемы звуков, зеркала, задания для интерактивной доски «Назови слова со звуком  [М], «Подари картинки букве М», «Подружим буквы», листы-задания, простые и цветные карандаши по количеству детей.

 

Ход занятия:

Логопед

Дети

1.    Орг. момент.  Игра «Чем похожи слова?»

Называет слова, просит найти сходство в их произнесении:

Музыка, мороз, машина, море, мост.

Слушают, определяют, что все слова начинаются на один звук -[М]

     2. Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуком [М]. Анализ его артикуляции.

Предлагает перед знакомством с новым звуком поставить перед собой зеркала и выполнить общие артикуляционные упражнения: «заборчик-трубочка», «лопатка-иголочка», «качели», «лошадка».

Просит посмотреть на символ, произнести звук [М], почувствовать и рассказать, что делают наши зубы, губы, язык. Как идет воздух?

Рассказывает, что звук [М] – согласный (воздух встречает преграду – губы), воздушная струя слабая и идет через нос.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

 

 

 

Рассматривают символ звука,

произносят звук [М], описывая артикуляцию.

     3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Хлопни».

Предлагает хлопнуть в ладоши, когда услышат звук [М]:

Называет ряд звуков:  м, в, н, с, м, т, ф…;

Называет ряд слогов: ом, ох, ун, ам, …, мо, на, ма, ны, вы, му …;

Затем называет слова: мост, море, нос, мука, каток, морковь, ночь, мама, дом, сын, сом, зима, река, сумка, сова, майка, пижама, кофта, шуба, панамка, носки.

Слушают, хлопают

4. Произнесение звука  [М], слогов и чистоговорок с движениями речедвигательной ритмики.

Предлагает встать, произносить звук [М], повторяя движения речедвигательной ритмики:

- в обратных слогах;

- в словах;

- в чистоговорках (показывает на экране слайд «одежда»)

МА-МА-МА – приближается зима.

МЫ-МЫ-МЫ – что сейчас наденем мы?

МУ-МУ-МУ – … я возьму.

Дети произносят слоги, слова, чистоговорки со звуком [М], выбирая подходящие картинки.

     5. Выделение звука  [М] среди названий картинок. Знакомство с буквой М.

Показывает сюжетную картинку «На лугу». Просит назвать слова со звуком [М], выделяя его голосом.

 

 

Предлагает рассмотреть букву М, «подарить» ей картинки, в названии которых есть звук [М].

Рассматривают картинку, называют слова:

Мухи, маки, ромашки, комары, муравей, малина, дым, дом.

 

Выбирают подходящие картинки.

     6. Чтение слогов с буквой М.

Обучает чтению слогов с помощью символов звуков, затем соединяя букву М с гласными.

Все вместе учатся произносить слоги.

    7. Выполнение графических заданий на индивидуальных листах.

Рассказывает о том, как выполнять задания (последовательно, друг за другом), контролирует выполнение, оказывает помощь.

1.    Обвести предметы, в названии которых есть звук [М].

2.    Найти место звука [М] в слове.

3.    Дорисовать букву М.

4.    Обвести в кружок все буквы М.

5.    Прочитать слоги.

Последовательно выполняют задания, последнее задание – устное (читают хором).

 

    7. Физинутка «Бычок»

После 2-ого задания на листах предлагает детям встать, выполнить физинутку:

Му-му, я рогатый,

Му-му, я хвостатый,

Му-му, я ушастый,

Му-му, очень страшный.

Му-му, испугаю,

Му-му, забодаю.

 

Выполняют движения:

ставят к голове пальцы-«рожки»

руки назад – «хвост»

руки к голове – «уши»

нахмурясь, качают головой

топают ногами

двигают пальцами – «рожками»

     9. Итоги

Предлагает сказать, с каким звуком сегодня познакомились, назвать его характеристики.

Отвечают

 

Список литературы:

1.    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.- М.: Альфа, 1993.

2.    Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

3.    Гомзяк О.С. Говорим правильно. М.: Издательство ГНОМ, 2013.

4.    Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.