МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
Конспект
организованной
образовательной деятельности
в старшей логопедической группе
по теме:
«Звук
и буква М. Чтение слогов.»
Подготовил и провел:
учитель-логопед высшей кв.кат.
Калюжная А.Е.
г.о. Люберцы, 2019
Цели: познакомить в
понятием «согласный звук»; уточнить произношение и артикуляцию звука [М], анализировать
его характеристики; научить выделять его из ряда согласных звуков, слогов, из
начала, середины и конца слова; познакомить с буквой М, развивать навыки анализа
и синтеза, чтения слогов; развивать
артикуляционную и общую моторику, фонематическое восприятие, внимание,
память, мышление, графические навыки.
Оборудование: крупные схемы
звуков, зеркала, задания для интерактивной доски «Назови слова со звуком [М], «Подари картинки букве М», «Подружим
буквы», листы-задания, простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход занятия:
Логопед |
Дети |
1.
Орг.
момент. Игра «Чем похожи слова?» |
|
Называет слова, просит найти сходство
в их произнесении: Музыка, мороз, машина, море, мост. |
Слушают,
определяют, что все слова начинаются на один звук -[М]
|
2.
Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуком [М]. Анализ его артикуляции.
|
|
Предлагает перед знакомством с новым
звуком поставить перед собой зеркала и выполнить общие артикуляционные
упражнения: «заборчик-трубочка», «лопатка-иголочка», «качели», «лошадка». Просит посмотреть на символ, произнести
звук [М], почувствовать и рассказать, что делают наши зубы, губы, язык. Как
идет воздух? Рассказывает, что звук [М] – согласный
(воздух встречает преграду – губы), воздушная струя слабая и идет через нос. |
Выполняют
артикуляционную гимнастику. Рассматривают
символ звука, произносят
звук [М], описывая артикуляцию. |
3. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Хлопни». |
|
Предлагает хлопнуть в ладоши, когда
услышат звук [М]: Называет ряд звуков: м, в, н, с, м, т, ф…; Называет ряд слогов: ом, ох, ун, ам, …, мо,
на, ма, ны, вы, му …; Затем называет
слова: мост, море, нос, мука, каток, морковь,
ночь, мама, дом, сын, сом, зима, река, сумка, сова, майка, пижама, кофта,
шуба, панамка, носки. |
Слушают, хлопают |
4.
Произнесение звука [М], слогов и
чистоговорок с движениями речедвигательной ритмики. |
|
Предлагает встать, произносить звук
[М], повторяя движения речедвигательной ритмики: - в обратных слогах; - в словах; - в чистоговорках (показывает на
экране слайд «одежда») МА-МА-МА – приближается зима. МЫ-МЫ-МЫ – что сейчас наденем мы? МУ-МУ-МУ – … я возьму. |
Дети
произносят слоги, слова, чистоговорки со звуком [М], выбирая подходящие
картинки. |
5.
Выделение звука [М] среди названий
картинок. Знакомство с буквой М. |
|
Показывает сюжетную картинку «На лугу».
Просит назвать слова со звуком [М], выделяя его голосом. Предлагает рассмотреть букву М,
«подарить» ей картинки, в названии которых есть звук [М]. |
Рассматривают картинку, называют
слова: Мухи, маки, ромашки, комары, муравей,
малина, дым, дом. Выбирают подходящие картинки. |
6. Чтение слогов с буквой М. |
|
Обучает чтению слогов с помощью
символов звуков, затем соединяя букву М с гласными. |
Все вместе учатся произносить слоги. |
7. Выполнение графических заданий на индивидуальных листах. |
|
Рассказывает о том, как выполнять
задания (последовательно, друг за другом), контролирует выполнение, оказывает
помощь. 1.
Обвести предметы, в названии которых есть звук [М]. 2.
Найти место звука [М] в слове. 3.
Дорисовать букву М. 4.
Обвести в кружок все буквы М. 5.
Прочитать слоги. |
Последовательно выполняют задания, последнее
задание – устное (читают хором). |
7. Физ.минутка «Бычок» |
|
После 2-ого задания на листах
предлагает детям встать, выполнить физ.минутку: Му-му, я рогатый, Му-му, я хвостатый, Му-му, я ушастый, Му-му, очень страшный. Му-му, испугаю, Му-му, забодаю. |
Выполняют движения: ставят к голове пальцы-«рожки» руки назад – «хвост» руки к голове – «уши» нахмурясь, качают
головой топают ногами двигают пальцами – «рожками» |
9. Итоги |
|
Предлагает
сказать, с каким звуком сегодня познакомились, назвать его характеристики. |
Отвечают
|
Список литературы:
1.
Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в
условиях специального детского сада.- М.: Альфа, 1993.
2.
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать. – М.:
Издательство ГНОМ и Д, 2007.
3.
Гомзяк
О.С. Говорим правильно. М.: Издательство ГНОМ, 2013.
4.
Мухина
А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.