МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
детский
сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
Конспект
организованной
образовательной деятельности
в подготовительной логопедической группе
по теме:
«Звуки [Ч], [Щ].
Буквы Ч, Щ. Сочетания ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ.»
Подготовил и провел:
учитель-логопед высшей кв.кат.
Калюжная А.Е.
г. Люберцы, 2017
Цели:
познакомить
с согласными звуками [Ч] и [Щ], уточнить их
артикуляцию, характеристику, выделять их из ряда слогов, из начала, середины и
конца слова; познакомить с буквами Ч и Щ, обучать слитному произнесению односложных
слов из 3-х, 4-х букв, двухсложных слов без стечений согласных, познакомить с
написанием ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ; развивать артикуляционную и общую моторику,
внимание, память, мышление, графические навыки.
Оборудование:
зеркала,
крупные схемы звуков, буквы магнитной азбуки, картинки-пособия по нахождению
звуков в словах, листы-задания, цветные и простые карандаши (по количеству детей).
Ход
занятия:
1. Орг. момент.
Игра «Назови звук, который слышится в слове дважды»».
Логопед Просит назвать согласный звук, который
слышится в слове дважды: Колобок, барабан, балалайка, попугай,
звездочет, дудочка, сосулька, шишка, вертолет. |
Дети Слушают,
называют звуки |
2.
Знакомство со звуком [Ч]. Анализ его артикуляции и характеристики. |
|
Произносит звук [Ч], показывает
картинку-символ звука [Ч], затем просит детей произнести его, наблюдая за
артикуляцией. Обращает внимание на то, что он
быстрый, отрывистый, короткий. Просит определить и назвать характеристика
звука [Ч] |
Рассматривают
схематичное изображение Произносят
звук [Ч] Называют
характеристики звука: согласный,
глухой. |
3.
Выделение звука [Ч] из состава слова. |
|
Показывает картинку-пособие,
предлагает называть слова со звуком [Ч], находить его местоположение в слове |
Рассматривают
картинку, называют слова: чеснок, Чиполлино,
черепаха, Чудо-юдо рыба кит, очки, печка, бочка, ключ, царевич. Находят место
звука [Ч] в них. |
4.
Знакомство со звуком [Щ]. Анализ его артикуляции и
характеристики. |
|
Говорит, что звук [Ч] произносится
кратко, а какой звук можно услышать, если потянуть [Ч]? Произносит звук [Щ],
показывает картинку-символ звука [Щ], затем просит детей произнести его,
наблюдая за артикуляцией. Просит определить и назвать
характеристика звука [Щ] |
Слушают,
тянут звук [Ч], узнают [Щ] Рассматривают
схематичное изображение Произносят
звук [Щ] Называют
характеристики звука: согласный,
глухой. |
5.
Выделение звука [Щ] из состава слова. |
|
Показывает картинку-пособие,
предлагает называть слова со звуком [Щ], находить
его местоположение в слове |
Рассматривают картинку, называют
слова: щенок, щетка, овощи, овощевод, плющ. |
6.
Упражнение в произношении звука [Щ]. Игра «Добавь
слово» |
|
Читает незаконченный стихотворный
текст, просит добавлять слова со звуком [Щ]: Ащ-ащ-ащ – дождь идет,
наденем …. У меня пропал носок, Утащил его …. Щи-щи-щи – на обед сварю я … |
Слушают, добавляют: Плащ Щенок Щи |
7. Дифференциация звуков [Ч]- [Щ] в произношении скороговорки |
|
Предлагает отчетливо произнести
скороговорку: Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. |
Произносят скороговорку по одному и
хором. |
8. Физ.минутка «Ручей» |
|
Читает стихотворение: А ну, давай скорей, дружок Играть в веселый ручеек. По полям бежит ручей Все быстрей, быстрей, быстрей. Вот до речки добежал, Прыг в нее и замолчал. |
Слушают, затем играют в игру: Встают в колонну друг за другом Бегут по комнате Приседают на корточки |
9. Работа в индивидуальных
листах-заданиях. |
|
Предлагает выполнить задания на
листах. |
Выполняют задания. |
10. Итоги |
|
Спрашивает, какие звуки
и буквы мы сегодня узнали и учились различать? Хвалит детей. |
Отвечают на вопросы. |