Конспект организованной образовательной
деятельности
в подготовительной логопедической группе
по теме:
«Звуки
буква Н. Чтение открытых слогов.»
Цели:
уточнить
произношение и артикуляцию звук [Н], анализировать его характеристики; научить
выделять его из ряда согласных звуков, слогов, из начала, середины и конца
слова; познакомить с буквой Н, развивать навыки анализа и синтеза, чтенияпрямых
слогов; развивать артикуляционную и
общую моторику, фонематическое восприятие, внимание, память, мышление,
графические навыки.
Оборудование:крупные схемы
звуков, буквы магнитной азбуки, сюжетная картинка «Царевна Несмеяна»,
листы-задания, простые и цветные карандаши по количеству детей.
Ход организованной образовательной деятельности:
Логопед |
Дети |
1.
Орг.
момент. Игра «Чем похожи слова?» |
|
Называет слова, просит найти сходство
в их произнесении: Нос, ноги, носки, начало, носорог,
ночь |
Слушают,
определяют, что все слова начинаются на один звук -[Н] |
2.
Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуком [Н]. Анализ его артикуляции. |
|
Просит детей поставить перед собой
зеркала и выполнить общие артикуляционные упражнения: - «заборчик-трубочка», - «лопатка-иголочка», - «качели». Рассказывает: - Жила-быладевочка (показывает
картинку-символ). Ее звали Наташа. Она
всегда была в хорошем настроении и пела так: на – на
– на. Послушайте, какой первый звук в ее песенке. Познакомьтесь с новым
звуком [Н]. Давайте произнесем его, почувствуем, что делают наши зубы, губы,
язык. Как идет воздух? Рассказывает, что звук [Н] – согласный
(воздух встречает преграду – язык прижимается к верхним зубам), твердый,
звонкий; воздушная струя слабая и идет через нос. |
Выполняют
артикуляционную гимнастику. Слушают,
рассматривают символ звука. Произносят
звук [Н], описывая артикуляцию. |
3. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Хлопни». |
|
Предлагает хлопнуть в ладоши, когда
услышат звук [Н]: Называет ряд звуков: н, м, в, н, с, т,
н, к, …; Называет ряд слогов: Он, ом, ох, ун, ан, …, но, на, ма, ны, вы,
…; Затем называет слова: Носок, мост,
носорог, каток, ночь, принц, улыбка, улыбнуться, прогулка, команда. |
Слушают, хлопают |
4. Выделение звука
[Н] из состава слова. |
|
Показывает сюжетную картинку «Царевна Несмеяна». Просит назвать слова со звуком [Н], выделяя
его голосом, затем определить место звука в слове. |
Рассматривают картинку, называют
слова, стараясь определить их место в слове: Царевна, ночь,
трон, окно, колонны, бант, сарафан, луна, ананас, бананы, мандарины. |
5. Физ.минутка
– чистоговорка «Луна». |
|
Читает стихотворение, показывает
движения: Но-но-но – ночью посмотри в окно. Ну-ну-ну – там увидишь ты луну. На-на-на – наверху она одна. Ны-ны-ны – нам
лунатики нужны. |
Слушают, смотрят, затем выполняют
движения, проговаривая чистоговорку: Разводят руки в стороны, «открывая окно». Поворачиваются в стороны, прислоняя
руки к глазам, затем соединяют руки в круг. Встают на носки, поднимая «круглые»
руки. Машут рукам – «зовут» |
6. Знакомство с буквой Н. Чтение прямых
слогов с буквой Н. |
|
Показывает букву Н. Обучает чтению слогов с помощью
символов звуков, затем показывая буквы магнитной азбуки. |
Все вместе учатся слитно произносить
прямые слоги. |
7. Выполнение графических заданий на индивидуальных листах. |
|
Рассказывает о том, как выполнять
задания (последовательно, друг за другом), контролирует выполнение, оказывает
помощь. 1.
Обвести предметы, в названии которых есть звук
[Н]. 2.
Найти место звука [Н] в слове. 3.
Дорисовать букву Н. 4.
Обвести в кружок все буквы Н. 5.
Прочитать слоги. |
Последовательно выполняют задания,
последнее задание – устное (читают хором). |
8. Итоги |
|
Предлагает
сказать, с каким звуком сегодня познакомились, назвать его характеристики. |
Отвечают
|