Назад

 

Конспект организованной образовательной деятельности

в подготовительной логопедической группе

по теме:

«Звуки буква Н. Чтение открытых слогов

Цели: уточнить произношение и артикуляцию звук [Н], анализировать его характеристики; научить выделять его из ряда согласных звуков, слогов, из начала, середины и конца слова; познакомить с буквой Н, развивать навыки анализа и синтеза, чтенияпрямых слогов; развивать  артикуляционную и общую моторику, фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, графические навыки.

 

Оборудование:крупные схемы звуков, буквы магнитной азбуки, сюжетная картинка «Царевна Несмеяна», листы-задания, простые и цветные карандаши по количеству детей.

 

Ход организованной образовательной деятельности:

 

Логопед

Дети

1.     Орг. момент.  Игра «Чем похожи слова?»

Называет слова, просит найти сходство в их произнесении:

Нос, ноги, носки, начало, носорог, ночь

Слушают, определяют, что все слова начинаются на один звук -[Н]

2. Артикуляционная гимнастика. Знакомство со звуком [Н]. Анализ его артикуляции.

Просит детей поставить перед собой зеркала и выполнить общие артикуляционные упражнения:

- «заборчик-трубочка»,

- «лопатка-иголочка»,

- «качели».

Рассказывает:

- Жила-быладевочка (показывает картинку-символ). Ее  звали Наташа. Она всегда была в хорошем настроении и пела так: на – на – на. Послушайте, какой первый звук в ее песенке. Познакомьтесь с новым звуком [Н]. Давайте произнесем его, почувствуем, что делают наши зубы, губы, язык. Как идет воздух?

Рассказывает, что звук [Н] – согласный (воздух встречает преграду – язык прижимается к верхним зубам), твердый, звонкий; воздушная струя слабая и идет через нос.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

 

 

 

 

 

Слушают, рассматривают символ звука.

 

 

 

 

 

 

Произносят звук [Н], описывая артикуляцию.

     3. Развитие фонематического восприятия. Игра «Хлопни».

Предлагает хлопнуть в ладоши, когда услышат звук [Н]:

Называет ряд звуков: н, м, в, н, с, т, н, к, …;

Называет ряд слогов:

Он, ом, ох, ун, ан, …, но, на, ма, ны, вы, …;

Затем называет слова:

Носок, мост, носорог, каток, ночь, принц, улыбка, улыбнуться, прогулка, команда.

Слушают, хлопают

4. Выделение звука [Н] из состава слова.

Показывает сюжетную картинку «Царевна Несмеяна». Просит назвать слова со звуком [Н], выделяя его голосом, затем определить место звука в слове.

Рассматривают картинку, называют слова, стараясь определить их место в слове:

Царевна, ночь, трон, окно, колонны, бант, сарафан, луна, ананас, бананы, мандарины.

     5. Физинутка – чистоговорка «Луна».

Читает стихотворение, показывает движения:

 

Но-но-но – ночью посмотри в окно.

 

Ну-ну-ну – там увидишь ты луну.

 

 

На-на-на – наверху она одна.

 

Ны-ны-ны – нам лунатики нужны.

Слушают, смотрят, затем выполняют движения, проговаривая чистоговорку:

Разводят  руки в стороны, «открывая окно».

Поворачиваются в стороны, прислоняя руки к глазам, затем соединяют руки в круг.

Встают на носки, поднимая «круглые» руки.

Машут рукам – «зовут»

     6. Знакомство с буквой Н. Чтение прямых слогов с буквой Н.

Показывает букву Н.

Обучает чтению слогов с помощью символов звуков, затем показывая буквы магнитной азбуки.

Все вместе учатся слитно произносить прямые слоги.

    7. Выполнение графических заданий на индивидуальных листах.

Рассказывает о том, как выполнять задания (последовательно, друг за другом), контролирует выполнение, оказывает помощь.

1.     Обвести предметы, в названии которых есть звук [Н].

2.     Найти место звука [Н] в слове.

3.     Дорисовать букву Н.

4.     Обвести в кружок все буквы Н.

5.     Прочитать слоги.

Последовательно выполняют задания, последнее задание – устное (читают хором).

 

     8. Итоги

Предлагает сказать, с каким звуком сегодня познакомились, назвать его характеристики.

Отвечают