МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
Конспект
организованной
образовательной деятельности
в старшей логопедической
группе
по теме
«Ранняя
весна. Приметы.»
Подготовил и провел:
учитель-логопед высш.кв.кат.
Калюжная А.Е.
г.о. Люберцы, 2018
Цели: расширить и активизировать словарный запас по теме «Весна»;
развивать навыки словоизменения и словообразования, развитие диалогической,
связной речи, общей, тонкой и артикуляционной моторики, ориентировки в
пространстве, координации речи и движений, внимания, памяти, мышления.
Оборудование: сюжетная картинка по теме «Ранняя весна», опорные
картинки для составления рассказа, мяч, зеркала.
Ход
организованной образовательной деятельности:
Логопед встречает детей, загадывает загадку:
Если солнце ярко светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла …
Дети
догадываются: Весна!
Логопед: Да,
правильно! И мы очень рады ей. Покажите, какое у вас хорошее настроение.
Дети выражают
радость людей от встречи с весной.
Логопед: По
календарю наступил первый месяц весны – март. Это ранняя весна, и часто можно
наблюдать зимнюю погоду. Давайте вместе позовем солнышко, выучим и произнесем
небольшое стихотворение- закличку.
Речевое упражнение: закличка
с движениями «Солнышко»
Дети
выполняют движения и вместе с педагогом произносят:
-
Солнышко, повернись! поворачиваются вокруг,
Красное,
разожгись! сгибают и выпрямляют
руки вверх и в стороны
Ты
по небу погуляй, качают руки
вверху
Зимний
холод прогоняй! движения руками от себя
Логопед: Стала Весна уговаривать Зиму уходить, а та не хочет.
Догадайтесь, что она отвечает Весне.
Речевое упражнение «Разговор весны с зимой»
Педагог
читает текст стихотворения, дети договаривают
окончания строк в рифму, повторяя слова на одном дыхании 4 раза:
Говорит
Весна:
-
Сестра, уходить тебе пора!
А
Зима в ответ:
-
Нет! Нет! Нет! Нет!
Говорит
Весна тогда:
-
С крыши капает вода?
-
Да! Да! Да! Да!
-
Тают горки во дворах?
-
Ах! Ах! Ах! Ах!
-
А на речке треснул лед?
-
Вот! Вот! Вот! Вот!
Стихотворение
повторяется 2-3 раза. Логопед хвалит детей.
Артикуляционная гимнастика
Логопед предлагает выполнить несколько упражнений
артикуляционной гимнастики:
- сосулька (вытянуть
«острый» напряженный язык вперед);
- сосулька тает (чередовать
положения «острого» и «широкого» языка)
- стучит капель (многократно
произносить звук[т]);
- лопаются почки на деревьях (подводить «широкий» язык под верхнюю губу и щелкать).
Беседа о признаках весны. Составление короткого
рассказа по опорным картинкам.
Логопед
предлагает детям сесть на стулья перед доской, на которой прикреплена сюжетная
картинка о ранней весне.
Логопед:
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту картину и назовите весенние признаки.
Дети
составляют предложения об изменениях в природе.
Логопед следит за построением фраз, прикрепляет в
нижней части доски опорные картинки символы, хвалит детей. Затем предлагает
последовательно называть эти предложения, чтобы получить рассказ о ранней
весне.
Дети с
помощью педагога составляют рассказ.
Физ.минутка «Весна пришла»
Логопед предлагает детям послушать стихотворение, а
затем вместе выполнить движения:
Весна пришла, сосульками идут
по кругу, вытягивая поочередно
Карнизы украшая. руки в стороны - вперед
Ручьи задорно булькают, бегут
на носочках по кругу
Сугробы подмывая.
А меж снегами влажными приседают
на корточки
Пробив себе окошки, медленно вытягивают вверх
Подснежники отважные
соединенные руки
Уже встают на ножки. поднимаются на ноги, раскрывают
в стороны кисти рук
Игры-упражнения с мячом «Скажи ласково», «Один –
много», «Скажи наоборот»
Логопед предлагает детям выйти на ковер и встать в
круг.
Логопед:
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть какое-то слово
и кидать кому-то из вас мяч. Тот, у кого оказался мяч, должен подобрать и
сказать свое слово, затем вернуть мяч мне обратно. Итак, первая игра «Скажи
ласково»:
Солнце - …, облако - …, ручей - …, лужа - …, льдина -
…, трава - …, птица - ….
Теперь, я буду говорить про один предмет, а вы про
много:
Одно облако – много …, один ручей –
много …, одна лужа – много …, одна льдина – много ….
А сейчас игра «Скажи наоборот»:
Погода пасмурная, а наоборот - …,
зимой снег чистый, а весной - …, ночью еще очень холодно, а днем - …, земля
после зимы мокрая, а, когда солнце прогреет, то станет - …, весной ночи
становятся короче, а день - ….
Логопед хвалит детей.
Логопед: Мы
с вами поговорили сегодня о ранней весне, ее приметах.
Весна наступает после зимы, и первый весенний месяц
называется март. А за ним придут еще апрель и май. Чтобы нам легче было
запомнить весенние месяцы, послушайте, а потом вместе со мной повторите
короткое стихотворение:
Кап-кап-кап, - так звенит капель.
Весной сначала месяц март, а потом – апрель.
Раз, два, три, - солнце пригревай!
Много вырастет цветов в третий месяц – май.
Дети вместе с
педагогом проговаривают рифмованные строчки, отхлопывая ритм.
Логопед хвалит детей.