Назад

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей логопедической группе

по теме

«Ранняя весна. Приметы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил и провел:

учитель-логопед высш.кват.

Калюжная А.Е.

 

 

 

 

 

 

г.о. Люберцы, 2018

 

Цели: расширить и активизировать словарный запас по теме «Весна»; развивать навыки словоизменения и словообразования, развитие диалогической, связной речи, общей, тонкой и артикуляционной моторики, ориентировки в пространстве, координации речи и движений, внимания, памяти, мышления.

 

Оборудование: сюжетная картинка по теме «Ранняя весна», опорные картинки для составления рассказа, мяч, зеркала.

 

Ход организованной образовательной деятельности:

 

Логопед встречает детей, загадывает загадку:

Если солнце ярко светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла …

Дети догадываются:  Весна!

Логопед: Да, правильно! И мы очень рады ей. Покажите, какое у вас хорошее настроение.

Дети выражают радость людей от встречи с весной.

Логопед: По календарю наступил первый месяц весны – март. Это ранняя весна, и часто можно наблюдать зимнюю погоду. Давайте вместе позовем солнышко, выучим и произнесем небольшое стихотворение- закличку.

 

Речевое упражнение: закличка с движениями «Солнышко»

Дети выполняют движения и вместе с педагогом произносят:

- Солнышко, повернись!           поворачиваются вокруг,

Красное, разожгись!                  сгибают и выпрямляют

                                                     руки вверх и в стороны

Ты по небу погуляй,                  качают руки вверху

Зимний холод прогоняй!        движения руками от себя 

Логопед: Стала Весна уговаривать Зиму уходить, а та не хочет. Догадайтесь, что она отвечает Весне.

 

Речевое упражнение «Разговор весны с зимой»

Педагог читает текст стихотворения, дети договаривают окончания строк в рифму, повторяя слова на одном дыхании 4 раза:

Говорит Весна:

- Сестра, уходить тебе пора!

А Зима в ответ:

- Нет! Нет! Нет! Нет!

Говорит Весна тогда:

- С крыши капает вода?

- Да! Да! Да! Да!

- Тают горки во дворах?

- Ах! Ах! Ах! Ах!

- А на речке треснул лед?

- Вот! Вот! Вот! Вот!

Стихотворение повторяется 2-3 раза. Логопед хвалит детей.

 

Артикуляционная гимнастика

Логопед предлагает выполнить несколько упражнений артикуляционной гимнастики:

- сосулька (вытянуть «острый» напряженный язык вперед);

- сосулька тает (чередовать положения «острого» и «широкого» языка)

- стучит капель (многократно произносить звук[т]);

- лопаются почки на деревьях (подводить «широкий» язык под верхнюю губу и щелкать).

 

Беседа о признаках весны. Составление короткого рассказа по опорным картинкам.

Логопед предлагает детям сесть на стулья перед доской, на которой прикреплена сюжетная картинка о ранней весне.

Логопед: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эту картину и назовите весенние признаки.

Дети составляют предложения об изменениях в природе.

Логопед следит за построением фраз, прикрепляет в нижней части доски опорные картинки символы, хвалит детей. Затем предлагает последовательно называть эти предложения, чтобы получить рассказ о ранней весне.

Дети с помощью педагога составляют рассказ.

 

Физинутка «Весна пришла»

Логопед предлагает детям послушать стихотворение, а затем вместе выполнить движения:

Весна пришла, сосульками         идут по кругу, вытягивая поочередно

Карнизы украшая.                        руки в стороны - вперед

Ручьи задорно булькают,            бегут на носочках по кругу

Сугробы подмывая.

А меж снегами влажными          приседают на корточки

Пробив себе окошки,                  медленно вытягивают вверх         Подснежники отважные             соединенные руки

Уже встают на ножки.                поднимаются на ноги, раскрывают

                                                      в стороны кисти рук

 

Игры-упражнения с мячом «Скажи ласково», «Один – много», «Скажи наоборот»

Логопед предлагает детям выйти на ковер и встать в круг.

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть какое-то слово и кидать кому-то из вас мяч. Тот, у кого оказался мяч, должен подобрать и сказать свое слово, затем вернуть мяч мне обратно. Итак, первая игра «Скажи ласково»:

Солнце - …, облако - …, ручей - …, лужа - …, льдина - …, трава - …, птица - ….

Теперь, я буду говорить про один предмет, а вы про много:

Одно облако – много …, один ручей – много …, одна лужа – много …, одна льдина – много ….

А сейчас игра «Скажи наоборот»:

Погода пасмурная, а наоборот - …, зимой снег чистый, а весной - …, ночью еще очень холодно, а днем - …, земля после зимы мокрая, а, когда солнце прогреет, то станет - …, весной ночи становятся короче, а день - ….

Логопед хвалит детей.

 

Логопед: Мы с вами поговорили сегодня о ранней весне, ее приметах.

Весна наступает после зимы, и первый весенний месяц называется март. А за ним придут еще апрель и май. Чтобы нам легче было запомнить весенние месяцы, послушайте, а потом вместе со мной повторите короткое стихотворение:

Кап-кап-кап, - так звенит капель.

Весной сначала месяц март, а потом – апрель.

Раз, два, три, - солнце пригревай!

Много вырастет цветов в третий месяц – май.

Дети вместе с педагогом проговаривают рифмованные строчки, отхлопывая ритм.

Логопед хвалит детей.