КОНСПЕКТ
организованной образовательной
деятельности
в
логопедической подготовительной к школе группе
по теме:
«Звук [Р]. Буква Р.
Дифференциация звуков [Р]-[Л].
Чтение односложных слов из 3-х букв.»
Цели: познакомить со
звуком [Р], уточнить его произношение, артикуляцию и
характеристики; учить выделять их из состава слова; совершенствовать звуковой
анализ слов; дифференцировать звуки [Р] и [Л] на слух и в произношении;
отрабатывать дикцию; развивать
артикуляционную и общую моторику, фонематическое восприятие, внимание,
память, логическое мышление.
Оборудование: крупные схемы
звуков, картинки-пособия «У елки»,
«Карнавал», игра «Узнай-ка» с картинками, листы с заданием, простые и цветные
карандаши (по количеству детей).
Ход деятельности:
1.
Орг.момент. Игра «Чем похожи слова?» |
|
Логопед Называет слова, просит догадаться, чем
похожи слова: Работа, рыба, рак, роза, рубашка,
ракета, робот, рысь. Говорит, что сегодня познакомимся со звуком,
который похож на рычание собаки (показывает схематичное изображение),
произносит звук[Р] |
Дети Слушают,
догадываются: первый звук во всех словах -
[Р] Слушают
|
2.
Артикуляционная
гимнастика. |
|
Просит детей поставить перед собой зеркала
и выполнить артикуляционные упражнения: «Лошадка»; «Грибок»; «Гармошка»; «Барабан»; Предлагает уточнить артикуляционный
уклад звука, назвать его характеристики. |
Ставят
зеркала, выполняют артикуляционную гимнастику Описывают
положение артикуляционных органов, называют характеристики: звук [Р] – согласный, звонкий, |
1.
Упражнение в произношении слов со звуком [Р]
|
|
Показывает картинку-пособие «У елки»,
просит назвать слова со звуками [Р], выделяя их
голосом. |
Рассматривают
картинку, называют слова со звуком [Р]: дед Мороз,
Снегурочка, хоровод, подарок, игрушка, шар, серпантин. |
4.Упражнение для формирования
звукового анализа слов. Игра «Узнай-ка» (определение положения в слове звука
[Р]) |
|
Показывает картинки, в названии
которых есть звук [Р], просит определить положение
звука [Р] (в начале, середине или конце), нажать нужную кнопку на дисплее. |
Называют картинки, определяют
положение звука [Р] в словах. |
5.Физ.минутка.
Чистоговорка «Игра» |
|
Произносит чистоговорку,
сопровождая движениями: Ра-ра-ра – собирайся
детвора. Ор-ор-ор – приходите все во двор. Ры-ры-ры – покатаемся
с горы. Ру-ру-ру –любим
снежную пору. |
Слушают, смотрят, затем произносят чистоговорку вместе с
движениями: машут руками – «зовут» шаги на месте движения рук сверху вниз поочередное вытягивание рук вперед с
поднятым вверх большим пальцем. |
6.
Работа на индивидуальных листах |
|
Предлагает положить перед собой лист с
заданиями. Предлагает выполнить поочередно первое, второе и третье задания. |
Слушают и выполняют задания. |
7.
Дифференциация звуков [Р]-[Л]. Игра «Кто на какой улице живет?»
(по картинке-пособию) |
|
Показывает пособие, просит назвать сказочных
героев, определить, какой звук слышится в их именах ([Р]
или [Л]) |
Называют сказочных героев, определяя
наличие звуков [Р] и [Л]. |
8. Работа на индивидуальных листах |
|
Предлагает выполнить поочередно
четвертое, пятое и шестое задание. |
Выполняют задания. |
9. Итоги |
|
Спрашивает, с каким звуком мы сегодня
познакомились. Хвалит детей. |
Отвечают: со звуком [Р] |