Назад

 

 

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

 в логопедической подготовительной к школе группе

по теме:

«Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация звуков [Р]-[Л].

Чтение односложных слов из 3-х букв

Цели: познакомить со звуком [Р], уточнить его произношение, артикуляцию и характеристики; учить выделять их из состава слова; совершенствовать звуковой анализ слов; дифференцировать звуки [Р] и [Л] на слух и в произношении; отрабатывать дикцию; развивать  артикуляционную и общую моторику, фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление.

Оборудование: крупные схемы звуков, картинки-пособия  «У елки», «Карнавал», игра «Узнай-ка» с картинками, листы с заданием, простые и цветные карандаши (по количеству детей).

 

Ход деятельности:

 

1.    Оргомент. Игра «Чем похожи слова?»

Логопед

Называет слова, просит догадаться, чем похожи слова:

Работа, рыба, рак, роза, рубашка, ракета, робот, рысь.

Говорит, что сегодня познакомимся со звуком, который похож на рычание собаки (показывает схематичное изображение), произносит звук[Р]

Дети

Слушают, догадываются: первый звук во всех словах -  [Р]

 

 

 

Слушают

 

 

2.    Артикуляционная гимнастика.

Просит детей поставить перед собой зеркала и выполнить артикуляционные упражнения:

 «Лошадка»;

«Грибок»;

«Гармошка»;

«Барабан»;

Предлагает уточнить артикуляционный уклад звука, назвать его характеристики.

Ставят зеркала, выполняют артикуляционную гимнастику

 

 

 

Описывают положение артикуляционных органов, называют характеристики: звук [Р] – согласный, звонкий,

1.     Упражнение в произношении слов со звуком [Р]

Показывает картинку-пособие «У елки», просит назвать слова со звуками [Р], выделяя их голосом.

 

Рассматривают картинку, называют слова со звуком [Р]: дед Мороз, Снегурочка, хоровод, подарок, игрушка, шар, серпантин.

4.Упражнение для формирования звукового анализа слов. Игра «Узнай-ка» (определение положения в слове звука [Р])

Показывает картинки, в названии которых есть звук [Р], просит определить положение звука [Р] (в начале, середине или конце), нажать нужную кнопку на дисплее.

Называют картинки, определяют положение звука [Р] в словах.

5.Физинутка. Чистоговорка «Игра»

Произносит чистоговорку, сопровождая движениями:

 

Ра-ра-ра – собирайся детвора.

Ор-ор-ор – приходите все во двор.

Ры-ры-ры – покатаемся с горы.

Ру-ру-ру –любим снежную пору.

 

 

Слушают, смотрят, затем произносят чистоговорку вместе с  движениями:

машут руками – «зовут»

шаги на месте

движения рук сверху вниз

поочередное вытягивание рук вперед с поднятым вверх большим пальцем.

     6.  Работа на индивидуальных листах

Предлагает положить перед собой лист с заданиями. Предлагает выполнить поочередно первое, второе и третье задания.

Слушают  и выполняют задания.

     7.  Дифференциация звуков [Р]-[Л]. Игра «Кто на какой улице живет?» (по картинке-пособию)

Показывает пособие, просит назвать сказочных героев, определить, какой звук слышится в их именах ([Р] или [Л])

Называют сказочных героев, определяя наличие звуков [Р] и [Л].

     8. Работа на индивидуальных листах

Предлагает выполнить поочередно четвертое, пятое и шестое задание.

Выполняют задания.

    9. Итоги

Спрашивает, с каким звуком мы сегодня познакомились. Хвалит детей.

Отвечают: со звуком [Р]