Назад

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

 

 

 

 

 

Конспект

викторины по развитию речи

в старшей группе

«Что нас окружает?»

(закрепление тем раздела «Мир человека»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

учитель-логопед А.Е.Калюжная

 

 

 

 

 

 

г. Люберцы 2017г.

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности детей в процессе совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений  на фоне эмоционального благополучия, положительного отношения к миру, себе и окружающим.

 

Задачи:                                                    

- Образовательные: активизация словаря по темам «Дом. Части дома», «Мебель. Электроприборы», «Посуда», обучение составлению и точному формулированию ответов на вопросы.

- Развивающие: развитие целенаправленного внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти, воображения, умственных и речевых способностей, общей моторики.

- Воспитательные: воспитание дружественных отношений в коллективе, умения слушать других и говорить самому.

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

 

Материалы и оборудование: столы и стулья для двух команд детей, пособия для заданий викторины (картинки для игр «Расхвали мебель» и «Отгадай предмет»), два комплекта чайной посуды для конкурса  «Игра с посудой», фишки.

 

Ход мероприятия:

 

Логопед приветствует детей, предлагает свободно встать на ковре.

Логопед: Я предлагаю вам сегодня вспомнить и поговорить о знакомых всем нам предметах, которые нас окружают в обычной жизни: о домах, мебели, посуде. Для этого мы устроим игру-викторину. Но для начала надо всем немного размяться.

Игра малой подвижности «Все мы в городе живем…»

Логопед читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения:

Мы все в городе живем,            разводят руки вперед и в стороны

И у каждого есть дом.               соединяют руки над головой – «крыша»

Этот дом – для Оли,                   по очереди загибают пальцы рук

Этот дом – для Коли,        

Этот дом – для Тани,

Этот дом – для Вани,

Этот дом – для Саши,

Этот – для Наташи,

Этот дом – для Ксюши,

Этот – для Андрюши,

Этот – для Иринки,

Этот – для Маринки.

Все соседи, все друзья,                     повороты в стороны

Жить без дружбы нам нельзя!         подают соседу руку, рукопожатие

 

Логопед делит детей на две команды и предлагает занять места за столами.

Логопед: У нас две команды: команда деда Мороза и команда Снегурочки. Каждой из команд будут предлагаться задания, за выполнение которых я буду давать фишки. Команда, у которой их в конце игры окажется больше, победит. Все готовы? Тогда начинаем первое задание викторины.

 

Игра «Исправь предложение»

Логопед произносит предложения по очереди для каждой команды, предлагает участникам найти ошибку и сказать его правильно.

1.    Дома стоят над улицей.

Мы живем на домах.

2.    Машины подъезжают в дома.

Люди выходят из-под домов.

3.    Пятый этаж ниже третьего.

Восьмой этаж выше девятого.

4.    В городе много одноэтажных домов.

С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего.

5.    Подняться на 10 этаж можно только по лестнице.

Чтобы попасть на 1 этаж нужно ехать на лифте.

 Логопед хвалит детей, выдает фишки.

Логопед: Вы справились с первым заданием. Переходим ко второму. Я буду называть части предмета, а вы догадывайтесь и называйте сам предмет.

 

Игра «Узнай предмет по его частям»

1.    Ножки, крышка - … (стол)

2.    Сиденье, ножки - … (табурет)

3.    Дверцы, полки, ручки - … (шкаф)

4.    Сиденье, спинка, подлокотники - … (кресло или диван)

Логопед хвалит детей, раздает фишки за правильные ответы.

Логопед: А теперь вам предстоит назвать как можно больше слов-признаков к предмету, изображение которого я покажу.

 

Игра «Расхвали мебель»

Логопед показывает картинки предметов мебели (кровать, шкаф, диван, стол), дети подбирают слова-признаки (детская, красивый, деревянный, расписной, …) Логопед хвалит детей, за каждое слово дает фишку.

 

 

 

Физ. минутка «Стул»

Педагог предлагает немного отдохнуть,  встать около своих стульев и выполнить физ. минутку. Дети вместе с логопедом произносят текст короткого стихотворения, выполняют соответствующие движения:

Вот про стул стихотворенье:                 вытягивают руки вперед

Есть тут спинка, есть сиденье,              показывают части  

А еще четыре ножки.

Сядем, отдохнем немножко.                  садятся на стул

 

Логопед предлагает занять свои места и продолжить викторину.

 

Игра «Хитрые вопросы»

Логопед: вам нужно ответить на мои вопросы, но не спешите, подумайте, не случайно эти вопросы назвали «хитрыми».

Логопед читает, дети предлагают свои варианты ответов.

1.    Может ли стоять стол на трех ножках?

2.    Бывает ли у кровати лестница?

3.    Во что превратится диван без спинки?

4.    Во что превратится кресло без подлокотников?

Логопед хвалит детей, дает фишки.

 

Игра «Подбери картинку»

Логопед выкладывает на столы перед детьми картинки и предметов и просит поднимать и показывать только ту из них, которая подходит к называемому предмету.

Дети выполняют задание, образуя пары:

Потолок – люстра;

Стена – картина;

Пол – ковер;

Окно – занавеска;

Подоконник – цветок;

Дверь – ручка.

Логопед хвалит детей, выдает фишки.

 

Игра «Отгадай предмет»

Логопед: А сейчас вам надо будет отгадать загадки. Читает:

Дом на ножках,

Посреди – окошко.

Засветится окно –

Появится кино.

Он с хоботом резиновым,

С желудком парусиновым,

А загудит его мотор –

Глотает он и пыль, и сор.

Назад по морю и вперед

Плывет горячий пароход.

Пусть волны впереди опять,

но позади – лишь тишь да гладь.

 

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Полюбуйся, посмотри,

Полюс Северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

 

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

 

  Дети отгадывают загадки. Логопед хвалит их, раздает фишки.

 

Игра «Игра с посудой»

Логопед: нам еще сегодня осталось вспомнить о посуде. Чтобы было интереснее, давайте пригласим по одному участнику от каждой команды для игры. Перед вами предметы чайной посуды, которые надо расположить на столе в соответствии с моей инструкцией. Остальные участники команд должны следить за выполнением и, если надо, исправить ошибки.

Логопед говорит инструкции:

 Поставьте чашку на блюдце.

Положите ложку справа от блюдца.

Положите чашку под блюдце.

Поставьте чашку между блюдцем и ложкой.

Дети выполняют команды. Логопед хвалит участников.

 

Игра «Телефон»

Логопед: А в заключенье нашей викторины я предлагаю вам всем выйти на ковер и встать в две шеренги. Я буду шепотом говорить названия двух предметов посуды крайнему участнику, а он должен передать эти слова соседу. И так по цепочке слова должны «пройти» до последнего участника, который назовет слова вслух. Если слова те же, что я и называла, то команда получает фишку.

Дети играют в игру. Логопед хвалит детей.

 

Логопед: Мы сегодня с вами выполнили много заданий викторины, вспомнили предметы, которые окружают нас в жизни. Пришла пора повести итоги.

Логопед считает фишки у обеих команд, подводит итог, хвалит всех детей.