Назад

 

Конспект  организованной образовательной деятельности

по теме:

Функции речи. Понятие о предложении, слове.

 

Цели: познакомить детей с понятиями «речь», «предложение», «слово», показать законченность предложений, что они состоят из слов, познакомить со схемой предложений, учить составлять простые предложения по действиям, по опорным словам; развивать диалогическую речь, общую и артикуляционную моторику, внимание, память, мышление.

 

Оборудование: игрушка на руку Петрушка, схемы для обозначения предложений и слов, сюжетные картинки о том, для чего нужна речь, зеркала.

 

Ход занятия:

 

1.     Орг. момент. Игра «Послушай и сядь, когда нужно»

Логопед

 

Здоровается с детьми, предлагает сесть за столы:

- сначала только тем девочкам, которые пришли в детский сад в платьях или сарафанах;

- затем тем девочкам, у которых сегодня заплетены косички;

- затем мальчикам, у которых в одежде есть синий цвет;

- затем детям, которые умеют считать до 10.

Дети слушают задания, садятся за столы.

2.     Знакомство с понятием «речь»

Рассказывает:

- Мы с вами – люди, а людей отличает способность говорить. Все, что мы говорим – это речь.

Ставит на доску сюжетные картинки, на которых изображены эпизоды общения, игры, просьбы, сочувствия, познания нового.

Задает вопрос: Для чего нужна речь?

Слушают

 

 

 

Рассматривают картинки, пробуют отвечать на вопрос.

3.     Знакомство с понятием «предложение»

Рассказывает:

- Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения. У нас идет занятие. Это предложение. Все дети слушают логопеда. Это тоже предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я сейчас сказала?

Одевает на руку Петрушку, говорит за него:

- А я тоже могу говорить предложения.

Логопед:

- Ой, ребята, к нам Петрушка пришел! Давайте, поздороваемся с ним.

Молодцы, ребята! Вы сейчас сказали предложение.

Петрушка:

- Здравствуйте! Я сейчас придумаю предложение. Вот: Дети сидят за

Логопед:

- Неправильно, Петрушка. Это не предложение, ведь оно не закончено. Ребята, поправьте Петрушку.

Петрушка:

- А вот какое предложение. Логопед стоять стол.

Логопед:

- Опять неправильно. Это не предложение, так как слова не связаны друг с другом. Ребята, поправьте Петрушку.

Петрушка выполняет действия, а логопед предлагает по ним составить предложения.

 

Слушают

 

 

 

 

Отвечают: предложение

 

Смотрят, слушают

 

 

 

Говорят: Здравствуй, Петрушка!

 

Слушают

 

 

 

 

Говорят: Дети сидят за столами.

 

Слушают

 

 

 

Говорят: Логопед стоит около стола.

Смотрят, говорят:

Петрушка хлопает в ладоши.

Петрушка закрывает свой нос.

Петрушка танцует.

4.     Физинутка «Посчитаем»

Читает стихотворение, показывает движения:

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – направо посмотри и налево посмотри.

А четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Слушают, смотрят, затем выполняют движения в соответствии с текстом.

5.     Артикуляционная гимнастика

Предлагает поставить зеркала, выполнить упражнения: «окошко», «заборчик», «трубочка»

Выполняют артикуляционные упражнения под счет

6.     Знакомство с составом предложения

Рассказывает:

- Все предложения состоят из слов. Слов может быть от одного и больше. Я буду говорить предложения, и мы вместе будем считать, сколько в них слов.

Утро.

Сейчас утро.

Дети занимаются.

Утром идет занятие.

Дети слушают логопеда.

Ребята любят интересные занятия.

Показывает длинную полоску, говорит, что ей мы будем обозначать предложение. Затем показывает короткие полоски, и говорит, что они служат для обозначения слов.

Предлагает послушать предложения и обозначить их схемой: под длинной полоской-предложением положить столько коротких, сколько слов в предложении.

Читает предложения, зачитанные чуть ранее.

 

Слушают

 

 

Считают количество слов, загибая пальцы на руке. Называют количество слов.

 

 

 

 

 

Смотрят, слушают

 

 

 

 

 

Выкладывают схемы

7.     Итоги. Закрепление понятий «предложение», «слово»

Говорит:

- А в конце игра для вас.

В ней проверим мы сейчас

Ваше умение

Различать слова и предложения.

Если я скажу слово, - вы показываете короткую полоску, а, если я скажу предложение, - вы показываете длинную.

Мяч

Мальчик играет в мяч.

Книга

Стол

Девочка читает книгу.

Хвалит детей.

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

Показывают полоски

(короткую или длинную)