Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей логопедической группе
по теме
«Наше тело»
Цели: расширить и активизировать словарный запас по теме «Человек. Части тела»; развивать навыки словоизменения и словообразования, развитие диалогической, связной речи, общей, тонкой моторики, внимания, памяти, мышления; воспитание умения слушать других и говорить самому.
Оборудование: рассказ Е. Пермяка «Для чего руки нужны»
Ход организованной образовательной деятельности:
Дети рассаживаются полукругом на стульях в игровой комнате. Логопед здоровается с детьми, просит послушать начало предложения, а затем его продолжить: «У человека есть: голова, грудь, живот, …»
Дети подбирают нужные слова.
Логопед: Правильно! Все это можно назвать части тела. Мы сегодня поговорим о теле человека и о его частях. Сначала предлагаю вам поиграть в игру «Рифмушки». Она подарит нам хорошее настроение. Вставайте около своих мест, вместе со мной показывайте части тела и произносите рифмованные слова:
Логопед хвалит детей. Дети садятся на свои места.
Логопед: А теперь поиграем в игру «Мой, моя, моё, мои». А ну-ка, части тела, о которых можно сказать «мой».
Дети говорят: «мой нос», «мой живот», «мой палец», … Аналогично, называют слова к местоимениям моя, моё, мои. Логопед хвалит детей.
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «У меня и у вас». Я буду называть какую-нибудь часть тела, а вы говорите, что у вас их много. Например: у меня - нос, а у вас – много носов.
Дети подбирают существительные множественного числа родительного падежа, повторяют правильное их произнесение. Логопед хвалит детей.
Логопед: А теперь давайте поиграем в игру «Что для чего нужно?». Вам нужно к разным частям тела подобрать слова-действия и составить предложения, из которых будет ясно, зачем они нам нужны. Например, уши нужны человеку, чтобы слышать.
Дети подбирают действия и составляют с ними предложения. Логопед хвалит детей.
Логопед предлагает детям послушать рассказ Е.Пермяка «Для чего руки нужны», затем задает вопросы.
Логопед: Для чего же человеку нужны руки? Как мы относимся к трудолюбивым людям?
Логопед предлагает придумать продолжение разговора Пети и дедушки.
Дети предлагают свои варианты разговора.
Физ.минутка «Правая и левая»
Логопед: Я предлагаю вам немного отдохнуть, послушать стихотворение про руки, а затем выполнить движения. Читает:
Правая и левая водят поезда,
Правая и левая строят города,
Правая и левая могут шить и штопать,
Правая и левая могут громко хлопать.
За окошком ходит ночь, руки так устали,
Правая и левая спят на одеяле.
Дети вместе с педагогом произносят стихи, выполняют движения в соответствии с текстом.
Логопед предлагает игру «Три команды», просит внимательно слушать 3 задания, а потом на счет их выполнять. Например: поднять руки вверх, подпрыгнуть и повернуться вокруг себя. Раз, два, три.
Дети несколько раз выполняют команды, затем садятся на места.
Логопед: А теперь представьте себе, что дети, сидящие справа превратились в маленьких гномов, а дети, сидящие слева в огромных великанов. И все они по-своему называют части тела. Сейчас мы узнаем как. Например, у меня рука, а у гнома – ручка, а у великана – ручища.
Дети изменяют слова ноги, зубы, глаза, плечи, …
Игра «Важные советы»
Логопед: Конечно, мы с вами не можем превратиться в гномов или великанов по-настоящему, зато взрослыми людьми вы обязательно станете, а, может быть, кто-нибудь из вас будет воспитателем. Давайте, представим себе, что мы воспитатели и даем советы детям об уходе за волосами, зубами, ногтями…
Дети составляют предложения, используя глаголы повелительного наклонения. Логопед хвалит детей и подводит итоги.