Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей логопедической группе по теме
«Звук [Ш]»
Цели:
уточнить
произношение и артикуляцию звука [ш], анализировать
его характеристики; научить интонировать звук [ш],
выделять его из состава слова; развивать навыки анализа и синтеза слов;
упражнять в составлении предложений, отрабатывать дикцию; развивать
артикуляционную, общую моторику, фонематическое восприятие, внимание,
память, мышление.
Оборудование:
зеркала,
крупные схемы звуков, набор индивидуальных схем
звуков, картинки-пособия «Собака с шарами», «Составь предложение по
схеме», игра «Узнай-ка», набор рамок с картинками для определения места звука [ш] в словах.
Ход
занятия:
1.
Орг.
момент. Игра «Гимнастика для ума»
Логопед Просит
отвечать на вопросы: - цифра,
стоящая после пяти; - зимний
головной убор; - плод,
растущий на ели; -
настольная игра на клетчатой доске; - там
учатся дети; - «узкий»,
а наоборот? Повторяет
названные детьми слова, выделяя голосом первый звук, спрашивает, что мы
слышим общего во всех этих словах? Показывает
картинку-схему звука [ш], объявляет тему занятия. |
Дети Отвечают на вопросы: Шесть; Шапка; Шишка; Шахматы (шашки); Школа; Широкий Слушают, догадываются: звук [ш] Рассматривают схематичное изображение звука. |
2. Артикуляционная гимнастика. Знакомство
со звуком [ш]. Анализ его артикуляции и
характеристик. |
|
Предлагает
выполнить перед зеркалом артикуляционные упражнения: -
«лопатка»; - «вкусное
варенье»; -
«чашечка»; - «фокус». Затем
просит произнести звук [ш], наблюдая за
артикуляцией. Рассказывает:
звук [ш] – согласный, глухой, твердый. |
Выполняют артикуляционную гимнастику Произносят звук [ш] Слушают, повторяют характеристики звука |
3. Развитие
фонематического восприятия. Игра «Хлопни» |
|
Предлагает
услышать звук [ш] в словах: Шар,
хвостик, лопнувший, синий, воздушный, шипит, выпускает, шаловливый |
Слушают, хлопают на «ш». |
4. Выделение звука [ш]
из состава слова. |
|
-
Посмотрите на картинку. Назовите слова со звуком [ш],
выделяя его голосом. Просит
назвать одним словом, что нарисовано на шарах. Предлагает
по первым звукам названий картинок отгадать, как зовут собаку |
Рассматривают
картинку, называют слова Подбирают
обобщающие слова: одежда, цветы, игрушки. Угадывают:
Шарик |
5. Физ.минутка
«Шарик» |
|
Читает
стихотворения, показывает имитирующие
движения: Шарик,
шарик мой воздушный, Непоседа
непослушный! Шарик
круглый, шарик гладкий, Шарик
тонкий, шарик мягкий. Я на шарик
нажимаю, И из рук он
вылетает Вверх. Но я
его поймал, Нитку к
пальцу привязал. Вправо –
шарик, влево – шарик, Мой
светящийся фонарик! Дай тебя я
обниму И к щеке
своей прижму. Ты меня не
покидай, Будь со
мной, не улетай! |
Слушают,
смотрят, затем выполняют движения в соответствии с текстом: Подкидывают
шарик то левой, то правой рукой Описывают
круг руками, трогают шарик, гладят Нажимают Поднимают
руки вверх, «ловят» шарик, «наматывают» нитку Руки
параллельно вправо и влево Обнимают
шарик Прижимают к
щеке |
6. Закрепление звука [ш]. Игра «Узнай-ка» |
|
Ставит на демонстрационной доске игру. Просит
называть картинки в рамках и находить место звука [Ш]
в словах. |
Называют картинки, выделяя голосом звук [Ш], говорят его место в слове (в начале, середине или
конце). Проверяют правильность ответов, нажимая соответствующие кнопки. |
7. Составление предложений
по схемам |
|
Предлагает рассмотреть схемы предложений,
сказать: - сколько слов в предложении? - о ком (о чем) рассказывается в предложении? Просит составить предложения по схеме. |
Рассматривают
картинку-пособие, отвечают на вопросы Составляют
предложения |
8. Звуковой анализ слов. Работа с индивидуальными схемами. |
|
Предлагает составить схему слов шуба, мышка. |
Работают с индивидуальными схемами звуков |
9. Итоги. |
|
- Какой звук вы сегодня узнали? Назовите его
характеристики. Найдите слова с ним в стихотворении: Даша под душем Моет шею, уши. Просит повторить скороговорку, четко произносить
звук [ш]. Хвалит детей. |
Отвечают:
звук [ш]. Он согласный, глухой, твердый. Слушают,
называют слова: «Даша», «душ», «шея» и
«уши» Повторяют
скороговорку |