ОБЩАЯ
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ПРОВЕТРИТЬ НАДО НАМ НЕМНОЖКО- ОТКРОЙ
ПОШИРЕ ТЫ ОКОШКО. |
|
Цель: научить держать
рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней
губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.
Ход
выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык
придвинуть вплотную к зубам; удерживать позицию на счет до 5.
ЗУБКИ
РЯДЫШКОМ СТОЯТ,
ВЕРХНИЙ РЯД И НИЖНИЙ РЯД.
Цель: вырабатывать
умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться,
обнажая верхние и нижние зубы; удерживать губы в таком положении под счет до 5.
ТРУБОЧКА
ПОДРАЖАЮ
Я СЛОНУ – ГУБЫ
ТРУБОЧКОЙ ТЯНУ. |
|
Цель: выработать
движение губ вперед.
Ход
выполнения упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой;
удерживать в таком положении под счет до 5.
ЛОПАТКА
ЯЗЫК
ЛОПАТКОЙ ПОЛОЖИ
И ПОД
СЧЕТ ЕГО ДЕРЖИ:
РАЗ,
ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
ЯЗЫК НАДО
РАССЛАБЛЯТЬ!
Цель:
выработать умение удерживать язык
в
распластанном положении.
Ход
выполнения упражнения: улыбнуться,
обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край расслабленного
языка на нижнюю губу; удерживать положение на счет до 5.
ПОКУСАЕМ ЯЗЫЧОК
Цель: вырабатывать
умение удерживать язык в распластанном состоянии.
Ход выполнения упражнения: открыть
рот, всеми зубами (главное боковыми) слегка покусать язык.
БЛИНЧИК
ЯЗЫК СПОКОЙНЫЙ НА
ГУБЕ,
КАК БЛИНЧИК НА
СКОВОРОДЕ.
ЕГО ПОШЛЕПАЕМ ГУБАМИ
И «ПЯ-ПЯ-ПЯ» МЫ СКАЖЕМ САМИ.
Цель:
вырабатывать
умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Ход
выполнения упражнения: улыбнуться,
приоткрыть рот; спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами,
произносить звуки «пя – пя – пя» на одном выдохе, затем удерживать широкий язык
в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.
КАЧЕЛИ
НА КАЧЕЛЯХ Я КАТАЮСЬ:
ОПУСКАЮСЬ, ПОДНИМАЮСЬ.
Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх.
Ход
выполнения упражнения: улыбнуться,
показать зубы, приоткрыть рот, на счет «раз» широкий язык загнуть на нижнюю
губу (потянуться к подбородку), на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу
(потянуться к носу).
ИГОЛОЧКА
ИГОЛКА
УЗКАЯ, ПРЯМАЯ
РАБОТАЕТ,
НЕ УСТАВАЯ.
Цель:
вырабатывать умение удерживать
язык узким.
Ход
выполнения упражнения: улыбнуться,
приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами;
удерживать на счет до 5.
ЧАСИКИ СЛОВНО МАЯТНИК, ЯЗЫК ВПРАВО – ВЛЕВО ПРЫГ ДА ПРЫГ |
|
Цель: развивать подвижность языка.
Ход
выполнения упражнения: улыбнуться,
приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резцами; поворачивать
язык вправо и влево к уголкам губ.
ЯЗЫК
ПЕРЕШАГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ЗУБЫ
ЧЕРЕЗ ЗУБЫ ЯЗЫЧОК
ПРЫГ-СКОК, ПРЫГ-СКОК!
Цель:
укреплять
мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умения им
управлять.
Ход
выполнения упражнения: рот
открыт, губы в улыбке. Движения языка:
- широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем
с внутренней;
- широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с
внутренней.
Следить, чтобы язык не сужался,
нижняя челюсть и губы были неподвижны.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
ЧИСТИМ ЗУБЫ ЯЗЫКОМ МЫ ЧИСТИМ
ЗУБЫ, ВВЕРХ И ВНИЗ
ВЕДЕМ, СМОТРИ, ЧТОБЫ БЫЛИ ВСЕ
ЗДОРОВЫ, НЕ БОЛЕЛИ ЧТОБ
ОНИ. |
|
Цель:
учиться
удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком,
точность движений.
Ход
выполнения: губы
в улыбке; широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком
вверх-вниз.
ГОРКА
ПОСТРОИТЬ ГОРКУ НАДО НАМ,
ЧТОБ СКАТИТЬСЯ ВНИЗ К ЗУБАМ.
Цель:
вырабатывать
подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.
Ход
выполнения упражнения: рот
открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основание нижних
резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик
языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были
неподвижны.
КАТУШКА
В НИЖНИЕ ЗУБЫ
УПЕРСЯ ЯЗЫК,
КАК КАТУШКА,
СТАРАЕТСЯ ВЫГНУТЬСЯ,
НЕ ОТРЫВАТЬСЯ
ЯЗЫК НАШ ПРИВЫК,
ВПЕРЕД И
НАЗАД ТОЧНО ДВИГАТЬСЯ.
Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами,
развивать силу и точность движений кончика языка.
Ход
выполнения упражнения: улыбнуться,
приоткрыть рот; кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы; удерживать
в заданном положении на счет до 5; выполнять мелкие движения выгнутым языком
вперед-назад, не отрывая языка от зубов.
ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК
ЗУБКИ,
СЛОВНО ГРЕБЕШОК,
МНЕ ПРИЧЕШУТ ЯЗЫЧОК
Цель:
вырабатывать
умение удерживать язык в распластанном состоянии.
Ход
выполнения упражнения: зубы
сомкнуты, губы в улыбке. Широкий язык протискивается наружу между зубами так,
что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
ПОЕМ «И-И-И»
Цель: учиться
удерживать кончик языка за нижними зубами в распластанном состоянии.
Ход выполнения упражнения: губы
в улыбке, длительно произносим звук И
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
МАЛЯР
КРАСИТЬ ПОТОЛОК ПОРА -
ПРИГЛАСИЛИ МАЛЯРА.
Цель:
вырабатывать
движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.
Ход
выполнения упражнения: рот
открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка
назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался,
доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта,
нижняя челюсть не двигалась.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
ЧТОБ ВСЕ ВАРЕНЬЕ
ОБЛИЗАТЬ, ЯЗЫК К ГУБЕ ДОЛЖНЫ
ПОДНЯТЬ И СВЕРХУ ВНИЗ
ДВИЖЕНЬЕ – ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ! |
|
Цель: вырабатывать движенье передней части языка вверх и
положение языка, близкое к форме чашечки (для звука Ш)
Ход
выполнения упражнения: слегка
приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая
движенье языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
КОШКА ЛАКАЕТ
МОЛОКО
КАК КОШКА МОЛОКО ЛАКАЕТ? ИСПОЛНИТЬ СРАЗУ НЕЛЕГКО. К ПОДБОРОДКУ ЯЗЫК ЗАГИБАЕТ, КРАЯ И КОНЧИК ЕГО ПОДНИМАЕТ, ЧТОБ В РОТ ПОПАЛО МОЛОКО. |
|
Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка,
активизировать боковые края и кончик языка.
Ход выполнения
упражнения: рот полуоткрыт, губы
улыбаются; на «раз» – широкий язык загнуть к подбородку, на «два» – приподнять
передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки, на «три» – не
теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта.
ЧАШЕЧКА ЯЗЫК ШИРОКИЙ
ПОЛОЖИ, ВВЕРХ ЗАГНИ ЕГО
КРАЯ. ЧАШЕЧКУ ТЕПЕРЬ
ДЕРЖИ, ЧТОБЫ КРУГЛАЯ
БЫЛА. |
|
Цель:
укреплять
мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение
удерживать язык в таком положении.
Ход
упражнения: рот
открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты,
средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу; в таком положении язык
удержать под счет от1 до 5-10.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА ДЛЯ СОНОРОВ
БАРАБАН
В БАРАБАНЧИК
СИЛЬНО БЬЕМ И ВСЕ ВМЕСТЕ МЫ
ПОЕМ: «Д – Д – Д!» |
|
Цель:
вырабатывать
подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его
подвижность.
Ход
выполнения упражнения: рот
открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними
зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д сначала звук д произносить
медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на
зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался,
чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук Д
произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.
МОТОРЧИК
ЯЗЫЧОК У НАС – МОТОР!
ЗАВОДИ ЕГО, ШОФЕР!
Цель:
вырабатывать
подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.
Ход
выполнения упражнения: рот
открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за
верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Т – Т – Т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук Т носил характер
четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась
выдыхаемая струя воздуха.
ЛОШАДКА
ЕДЕМ, ЕДЕМ НА
ЛОШАДКЕ ПО ДОРОЖКЕ
ГЛАДКОЙ. В ГОСТИ НАС ЗВАЛА
СОСЕДКА КУШАТЬ ПУДИНГ
СЛАДКИЙ. |
|
Цель:
укреплять
мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Ход
выполнения упражнения: рот
открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык
присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя
челюсть не «подсаживала» язык вверх.
ГРИБОК
Я СТОЮ НА НОЖКЕ
ТОНКОЙ, Я СТОЮ НА НОЖКЕ
ГЛАДКОЙ, ПОД КОРИЧНЕВОЮ
ШЛЯПКОЙ С БАРХАТИСТОЮ
ПОДКЛАДКОЙ. |
|
Цель:
укреплять
мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную
уздечку.
Ход
выполнения упражнения: рот
открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык
присасывается) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку.
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу.
ГАРМОШКА
НА ГАРМОШКЕ Я
ИГРАЮ, РОТ ПОШИРЕ
ОТКРЫВАЮ, К НЕБУ ЯЗЫЧОК
ПРИЖМУ, НИЖЕ ЧЕЛЮСТЬ
ОТВЕДУ. |
|
Цель:
укреплять
мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении,
растягивать подъязычную уздечку.
Ход
выполнения упражнения: рот
открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не
опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта
губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.
ПАРОХОД
ПАРОВОЗ
БЕЗ КОЛЕС!
ВОТ
ТАК ЧУДО ПАРОВОЗ!
НЕ С
УМА ЛИ ОН СОШЕЛ –
ПРЯМО
ПО МОРЮ ПОШЕЛ!
Цель:
вырабатывать
подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.
Ход
упражнения: рот
открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка
языка выгнута к небу; длительно произносить звук ы («гудит пароход»)
ИНДЮК ИНДЮКУ И ЛУЧШИЙ ДРУГ ЧЕСТНО СКАЖЕТ:
«ТЫ – ИНДЮК!» |
|
Цель:
вырабатывать
подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.
Ход
упражнения: рот
открыт, губы в улыбке; производить широким передним краем языка движения по верхней
губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть,
как бы поглаживая губу; сначала производить медленные движения, потом убыстрять
темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл –бл» (язык должен
облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед).
ИДЕТ ОХОТНИК ПО БОЛОТУ
ОХОТНИК ХОДИТ ПО
БОЛОТУ
И СЛЫШЕН ХЛЮПУЮЩИЙ
ЗВУК.
ПОДУТЬ И СТУКАТЬ
НАМ ОХОТА
ПО ЩЕЧКАМ
ПАЛЬЧИКАМИ РУК.
Цель:
вырабатывать
умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между
боковыми краями языка и коренными зубами.
Ход
выполнения упражнения: зажав
широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щеки, во время
выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по
щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук. Следить, чтобы выдох был
длинным и равномерным.
ЖУК ЖУЖЖИТ
БЬЕТСЯ
СИЛЬНО ЖУК В СТЕКЛО, ВЫЛЕТЕТЬ
НЕ МОЖЕТ ОН,
Цель: вырабатывать подъем языка,
умение делать кончик языка напряженным.
Ход
упражнения: рот
открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка упереться в бугорки за
верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук З-З-З.(Получается звук средний между З
и Ж) Следить, чтобы рот не закрывался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха. |