Назад

 

 

 

ОБЩАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

 

 

ОКОШКО

 

 

 

ПРОВЕТРИТЬ НАДО НАМ НЕМНОЖКО-

ОТКРОЙ ПОШИРЕ ТЫ ОКОШКО.                                        

 окно

Цель: научить держать рот широко открытым; активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы; научить опускать корень языка и продвигать язык вплотную к зубам.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот; расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам; удерживать позицию на счет до 5.

 

ЗАБОРЧИК

 

заборчик 

                                       ПОЛЮБУЙТЕСЬ НА ОТРЯД:

                                       ЗУБКИ РЯДЫШКОМ СТОЯТ,

                                       ВЕРХНИЙ РЯД И НИЖНИЙ РЯД.

 

 

Цель: вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, обнажая верхние и нижние зубы; удерживать губы в таком положении под счет до 5.

 

 

 

ТРУБОЧКА

 

ПОДРАЖАЮ Я СЛОНУ –                                          

ГУБЫ ТРУБОЧКОЙ ТЯНУ.

 трубочка1

Цель: выработать движение губ вперед.

Ход выполнения упражнения: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой; удерживать в таком положении под счет до 5.

 

 

ЛопаткаЛОПАТКА

 

                  ЯЗЫК ЛОПАТКОЙ ПОЛОЖИ                                       

                  И ПОД СЧЕТ ЕГО ДЕРЖИ:

                  РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

                 ЯЗЫК НАДО РАССЛАБЛЯТЬ!

                                                                                                                                                               

Цель: выработать умение удерживать язык

в распластанном положении.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, обнажить зубы, приоткрыть рот, положить широкий передний край расслабленного языка на нижнюю губу; удерживать положение на счет до 5.

 

 

ПОКУСАЕМ  ЯЗЫЧОК

 

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в распластанном состоянии.

Ход выполнения упражнения: открыть рот, всеми зубами (главное боковыми) слегка покусать язык.

 

 

 

БЛИНЧИК

 

испечем блинчик

                          ЯЗЫК СПОКОЙНЫЙ НА ГУБЕ,                          

                          КАК БЛИНЧИК НА СКОВОРОДЕ.

                         ЕГО ПОШЛЕПАЕМ ГУБАМИ

                          И «ПЯ-ПЯ-ПЯ» МЫ СКАЖЕМ САМИ.

 

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; спокойно положить язык на нижнюю губу и. пошлепывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя» на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

 

 

качели

КАЧЕЛИ

 

 

                НА КАЧЕЛЯХ Я КАТАЮСЬ:                              

               ОПУСКАЮСЬ, ПОДНИМАЮСЬ.

 

Цель: вырабатывать умение поднимать язык вверх.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, на счет «раз» широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбородку), на счет «два» загнуть язык на верхнюю губу (потянуться к носу).

 

иголочка

ИГОЛОЧКА

 

 

 

                 ИГОЛКА УЗКАЯ, ПРЯМАЯ

                 РАБОТАЕТ, НЕ УСТАВАЯ.

 

Цель: вырабатывать умение удерживать язык узким.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажить резцы, узкий, прямой язык просунуть между зубами; удерживать на счет до 5.

 

 

 

                  ЧАСИКИ

 

СЛОВНО МАЯТНИК, ЯЗЫК

ВПРАВО – ВЛЕВО ПРЫГ ДА ПРЫГ

 

часы1

Цель: развивать подвижность языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот, обнажив зубы; узкий язык просунуть между резцами; поворачивать язык вправо и влево к уголкам губ.

 

 

 

перешагниЯЗЫК ПЕРЕШАГИВАЕТ ЧЕРЕЗ ЗУБЫ

 

               ЧЕРЕЗ ЗУБЫ ЯЗЫЧОК                                     

               ПРЫГ-СКОК, ПРЫГ-СКОК!

 

Цель: укреплять мышцы языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка, умения им управлять.

Ход выполнения упражнения: рот открыт, губы в улыбке. Движения языка:

   - широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;

   - широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.

Следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

 

 

 

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

 

 

                         ЧИСТИМ ЗУБЫ

 

ЯЗЫКОМ МЫ ЧИСТИМ ЗУБЫ,               

ВВЕРХ И ВНИЗ ВЕДЕМ, СМОТРИ,

ЧТОБЫ БЫЛИ ВСЕ ЗДОРОВЫ,

НЕ БОЛЕЛИ ЧТОБ ОНИ.

 

зубная щетка1

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, точность движений.

Ход выполнения: губы в улыбке; широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз.

 

 

 

горка ГОРКА

 

                ПОСТРОИТЬ ГОРКУ НАДО НАМ,                     

               ЧТОБ СКАТИТЬСЯ ВНИЗ К ЗУБАМ.

 

Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх, умение удерживать кончик языка у нижних зубов.

Ход выполнения упражнения: рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

 

 

                              КАТУШКА

катушка

В НИЖНИЕ ЗУБЫ УПЕРСЯ ЯЗЫК,                                     

КАК КАТУШКА, СТАРАЕТСЯ ВЫГНУТЬСЯ,

НЕ ОТРЫВАТЬСЯ ЯЗЫК НАШ ПРИВЫК,

ВПЕРЕД И НАЗАД ТОЧНО ДВИГАТЬСЯ.

 

Цель: учить удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать силу и точность движений кончика языка.

Ход выполнения упражнения: улыбнуться, приоткрыть рот; кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы; удерживать в заданном положении на счет до 5; выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов.

 

 

 

 

ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК

 

гребенка                   ЗУБКИ, СЛОВНО ГРЕБЕШОК,   

                   МНЕ ПРИЧЕШУТ ЯЗЫЧОК

 

Цель: вырабатывать умение удерживать язык в распластанном состоянии.

Ход выполнения упражнения: зубы сомкнуты, губы в улыбке. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

 

 

 

ПОЕМ «И-И-И»

 

Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами в распластанном состоянии.

Ход выполнения упражнения: губы в улыбке, длительно произносим звук И

 

 

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

 

маляр

 МАЛЯР

 

            КРАСИТЬ ПОТОЛОК ПОРА -                 

           ПРИГЛАСИЛИ МАЛЯРА.

 

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Ход выполнения упражнения: рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить небо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, нижняя челюсть не двигалась.

 

 

 

ВКУСНОЕ  ВАРЕНЬЕ

 

 

ЧТОБ ВСЕ ВАРЕНЬЕ ОБЛИЗАТЬ,                       

ЯЗЫК К ГУБЕ ДОЛЖНЫ ПОДНЯТЬ

И СВЕРХУ ВНИЗ ДВИЖЕНЬЕ –

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ!

 

 вкусное варенье

Цель: вырабатывать движенье передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки (для звука Ш)

Ход выполнения упражнения: слегка приоткрыть рот, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движенье языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 

 

 

КОШКА  ЛАКАЕТ  МОЛОКО

 

КАК КОШКА МОЛОКО ЛАКАЕТ?                            

ИСПОЛНИТЬ СРАЗУ НЕЛЕГКО.

К ПОДБОРОДКУ ЯЗЫК ЗАГИБАЕТ,

КРАЯ И КОНЧИК ЕГО ПОДНИМАЕТ,

ЧТОБ В РОТ ПОПАЛО МОЛОКО.

 

кошка лакает молоко

Цель: вырабатывать умение быстро менять положения языка, активизировать боковые края и кончик языка.

Ход выполнения упражнения: рот полуоткрыт, губы улыбаются; на «раз» – широкий язык загнуть к подбородку, на «два» – приподнять передний и боковые края языка, чтобы язык принял форму чашечки, на «три» – не теряя положения чашечки, втянуть язык в полость рта.

 

 

 

                                               ЧАШЕЧКА

 

ЯЗЫК ШИРОКИЙ ПОЛОЖИ,                               

ВВЕРХ ЗАГНИ ЕГО КРАЯ.

ЧАШЕЧКУ ТЕПЕРЬ ДЕРЖИ,

ЧТОБЫ КРУГЛАЯ БЫЛА.

 

чашка1

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем боковых краев и кончика языка, умение удерживать язык в таком положении.

Ход упражнения: рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу; в таком положении язык удержать под счет от1 до 5-10.        

          

 

 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ СОНОРОВ

 

 

БАРАБАН

 

 

 

В БАРАБАНЧИК СИЛЬНО БЬЕМ        

И ВСЕ ВМЕСТЕ МЫ ПОЕМ:                     

«Д – Д – Д!»

 

                         барабан1

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

Ход выполнения упражнения: рот открыт, губы в улыбке. Широким кончиком языка постучать о небо за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д сначала звук д произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук Д произносится так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

 

 

моторчикМОТОРЧИК

 

                  ЯЗЫЧОК У НАС – МОТОР!

                   ЗАВОДИ ЕГО, ШОФЕР!

 

Цель: вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Ход выполнения упражнения: рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Т – Т – Т  - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук Т носил характер четкого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

 

 

ЛОШАДКА

 

 

ЕДЕМ, ЕДЕМ НА ЛОШАДКЕ               

ПО ДОРОЖКЕ ГЛАДКОЙ.

В ГОСТИ НАС ЗВАЛА СОСЕДКА

КУШАТЬ ПУДИНГ СЛАДКИЙ.

 

лошадь

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Ход выполнения упражнения: рот открыт, губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

 

 

ГРИБОК

 

 

Я СТОЮ НА НОЖКЕ ТОНКОЙ,                               

Я СТОЮ НА НОЖКЕ ГЛАДКОЙ,

ПОД КОРИЧНЕВОЮ ШЛЯПКОЙ

С БАРХАТИСТОЮ ПОДКЛАДКОЙ.

 

           гриб

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Ход выполнения упражнения: рот открыт, губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка – его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу.

 

 

ГАРМОШКА

 

 

НА ГАРМОШКЕ Я ИГРАЮ,                   

РОТ ПОШИРЕ ОТКРЫВАЮ,

К НЕБУ ЯЗЫЧОК ПРИЖМУ,

НИЖЕ ЧЕЛЮСТЬ ОТВЕДУ.

 

 

гармошка 1

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Ход выполнения упражнения: рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

 

 

пароходПАРОХОД

 

ПАРОВОЗ БЕЗ КОЛЕС!                                      

ВОТ ТАК ЧУДО ПАРОВОЗ!

НЕ С УМА ЛИ ОН СОШЕЛ –

ПРЯМО ПО МОРЮ ПОШЕЛ!

 

 

Цель: вырабатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.

Ход упражнения: рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к небу; длительно произносить звук ы («гудит пароход»)

 

 

ИНДЮК

 

 

ИНДЮКУ  И ЛУЧШИЙ ДРУГ                               

ЧЕСТНО СКАЖЕТ: «ТЫ – ИНДЮК!»

 

 

индюк1

Цель: вырабатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.

Ход упражнения: рот открыт, губы в улыбке; производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу; сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл –бл» (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед).

 

 

охотник идет по болотуИДЕТ ОХОТНИК ПО БОЛОТУ

 

 

ОХОТНИК ХОДИТ ПО БОЛОТУ                         

И СЛЫШЕН ХЛЮПУЮЩИЙ ЗВУК.

ПОДУТЬ И СТУКАТЬ НАМ ОХОТА

ПО ЩЕЧКАМ ПАЛЬЧИКАМИ РУК.

 

Цель: вырабатывать умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами.

Ход выполнения упражнения: зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхать воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударять себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук. Следить, чтобы выдох был длинным и равномерным.

 

 

ЖУК  ЖУЖЖИТ

              

БЬЕТСЯ СИЛЬНО ЖУК В СТЕКЛО,                                                   жук

ВЫЛЕТЕТЬ НЕ МОЖЕТ ОН,    

                                               

Цель: вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным.  

Ход упражнения: рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка упереться в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося

 звук З-З-З.(Получается звук средний между З и Ж) Следить, чтобы рот не закрывался, ощущалась выдыхаемая струя воздуха.

 

 

 

 

Назад