Назад

 

Задания с чистоговорками

1.    «Скажи с различной интонацией»

Цель: развивать интонационную сторону речи.

Задачи: учить произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией, автоматизировать звук в словах и фразе.

1 вариант.

Взрослый произносит чистоговорку, дети повторяют ее. Затем взрослый просит сказать ее весело или так, как будто что-то спрашиваем. (при затруднении взрослый дает образец).

2 вариант.

Взрослый показывает детям карточку с точкой, восклицательным или вопросительным знаком, дети произносят чистоговорку с нужной интонацией.

 

2.    «Закончи чистоговорку»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Задачи: учить детей выбирать слова с заданным звуком с помощью предложенных картинок или из предложенных слов, автоматизировать звук в слове.

Взрослый проговаривает начало чистоговорки, просит детей закончить ее, выбрав подходящее слово со звуком-«дружочком»

В.: Са-са – … Каша, коса или коза?

Д.: Са-са – коса.

 

3.     «Подбери слово с заданным звуком»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Задачи: учить детей подбирать слово с заданным звуком с помощью предложенных картинок или из предложенных слов, автоматизировать звук во фразе.

1 вариант.

Взрослый произносит первую часть чистоговорки. Дети подбирают слово-предмет с заданным звуком.

В.: За-за – есть у бабушки…

Д.: Коза

2 вариант.

Взрослый произносит простую чистоговорку. Дети подбирают слова-признаки или слова-действия с заданным звуком.

В.: За-за – коза

Д.: За-за – забавная (злая) коза;

В.: Са-са – лиса

Д.: Са-са – стоит (спит) лиса.

4.    «Повтори, не ошибись»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Задачи: учить четко произносить чистоговорку, не путая дифференцируемые звуки во фразе.

Взрослый проговаривает чистоговорку, выделяя дифференцируемые звуки. Дети повторяют, четко проговаривая звуки.

В.: Су-шу – я письмо пишу.

     Са-за – идет коза.

 

5.    «Поменяй звук»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Задачи: учить определять место звука в слове и менять этот звук на другой заданный звук, автоматизировать и дифференцировать звуки в словах.

Взрослый произносит чистоговорку, выделяя голосом один из звуков, затем просит детей поменять этот звук на другой и проговорить новую чистоговорку.

В.: Са-са – крыса

Д.: Ша-ша – крыша

 

6.    «Подбери подходящее слово»

Цель: активизировать предметный словарь.

Задачи: учить подбирать слова-предметы с помощью картинок или на слух, подходящие по смыслу к чистоговорке, автоматизировать звук в словах, фразе.

Взрослый показывает несколько картинок. Затем дает образец: произносит чистоговорку, вставляя в нее нужное слово-предмет. Дети произносят чистоговорку с подходящими по смыслу словами.

В.: Му-му-му – шапку я возьму.

Д.: Му-му-му – свитер я возьму (шубу, шарфик).

 

7.    «Скажи какой?»

Цель: активизировать словарь прилагательных, развивать грамматический строй речи.

Задачи: учить подбирать слова-признаки к предмету, согласовывать существительные с прилагательными в роде и в числе, автоматизировать звук во фразе.

Взрослый показывает детям картинку и задает к ней вопрос-чистоговорку. Дети отвечают на вопрос чистоговоркой.

В.: Ла-ла – какая юла?

Д.: Ла-ла – большая юла (новая, красивая, …)

8. «Подбери слово-действие»

Цель: активизировать словарь глаголов, развивать грамматический строй речи.

Задачи: учить подбирать слова-действия к предмету, согласовывать существительные с глаголами в роде и в числе, автоматизировать звук во фразе.

Взрослый показывает детям картинку и задает к ней вопрос-чистоговорку. Дети отвечают на вопрос чистоговоркой.

В.: Са-са – что делает лиса?

Д.: Са-са – бежит лиса (лежит, идет,…)

 

9. «Один-много»

Цель: активизировать словарь существительных, прилагательных и глаголов, развивать грамматический строй речи.

Задачи: учить употреблять существительные, прилагательные и глаголы в форме множественного числа, автоматизировать звук в словах и во фразе.

Взрослый проговаривает чистоговорку, во второй части которой находится существительное в форме единственного числа, и показывает иллюстрирующую ее картинку. Затем показывает другую картинку, на которой изображено несколько названных предметов, и просит составить с ней чистоговорку.

В.: Са-са – идет лиса.

     Исы-исы – …

Д.: Исы-исы – идут лисы.  

 

10. «Измени слово»

Цель: активизировать словарь существительных, развивать грамматический строй речи.

Задачи: учить правильно употреблять существительные в различных падежах (с правильным окончанием), автоматизировать звук в словах.

Взрослый проговаривает первую часть чистоговорки, показывает картинку и задает вопрос со вспомогательным словом, дети изменяют заданное слово и произносят его с правильным окончанием.

В.: Са-са – кто?

Д.: Са-са – лиса.

В.: Сы-сы – нет кого?

Д.: Сы-сы – нет лисы. 

В.: Се-се – мышь кому?

Д.: Се-се – мышь лисе

В.: Су-су – вижу кого?

Д.: Су-су – вижу лису.

В.: Се-се – мечтаю о ком?

Д.: Се-се – мечтаю о лисе.

 

11. «Скажи наоборот»

Цель: активизировать словарь антонимов.

Задачи: учить подбирать антонимы в чистоговорке.

Взрослый проговаривает чистоговорку. Ребенок повторяет ее, подбирая слово антоним.

В.: Ра-ра – высокая гора.

Д.: Ра-ра – низкая гора. 

 

12. «Скажи где?»

Цель: учить употреблять в речи падежно-предложные конструкции.

Задачи: учить определять местонахождение предмета на плоскости и в пространстве, правильно употреблять предлоги в речи, автоматизировать звук во фразе.

1 вариант.

Взрослый перемещает предмет в пространстве, задавая вопросы о его местоположении в форме чистоговорок. Дети отвечают на них чистоговорками.

В.: Ла-ла – где юла?(на чем юла?)

Д.: Ла-ла – на столе юла. 

2 вариант.

Взрослый меняет местонахождение предмета, дети самостоятельно говорят чистоговорки (без помощи вопросами)

3 вариант.

Дети составляют чистоговорки, опираясь на схематичное изображение.

 

13. «Посчитай»

Цель: учить согласованию количественных числительных с существительными.

Задачи: учить согласовывать  существительные с числительными в чистоговорках, автоматизировать звук во фразе.

Взрослый показывает картинку и проговаривает простую чистоговорку. Затем он показывает другую картинку, предлагает посчитать изображенные на ней предметы, сам произносит первую часть чистоговорки, предлагая детям ее закончить.

 В.: Аш-аш-аш – один карандаш

      Ша-ша-ша – …

Д.: Ша-ша-ша – два карандаша.

В.: Шей-шей-шей – …

Д.: Шей-шей-шей – пять карандашей.

 

 

14. «Скажи, чьё?»

Цель: учить образованию притяжательных прилагательных.

Задачи: учить правильно образовывать притяжательные прилагательные в форме единственного и множественного числа, автоматизировать звук во фразе.

Взрослый показывает и называет части тела животного (голова, лапы, уши, хвост) проговаривает первую часть чистоговорок и задает наводящие вопросы. Дети отвечают на них чистоговорками.

В.: Ва-ва-ва  – чья голова?

Д.: Ва-ва-ва – лисья голова (заячья, волчья, …).

 

15. «Нарасталочка»

Цель: учить составлению простых распространенных предложений, развивать связную речь.

Задачи: учить составлять чистоговорку, распространяя ее дополнительными словами, автоматизировать звук во фразе.

Взрослый проговаривает простую чистоговорку, затем предлагает детям сделать ее длиннее, подобрав слова-признаки и действия.

В.: Ла-ла – пила

     Ла-ла – какая пила?

Д.: Ла-ла – острая пила. 

В.: Ла-ла – что делает острая пила?

Д.: Ла-ла – жужжит острая пила.

В.: Ла-ла – как жужжит острая пила?

Д.: Ла-ла – громко жужжит острая пила.

 

16. «Исправь путаницу»

Цель: развивать мышление, связную речь.

Задачи: учить правильно подбирать слова по смыслу, автоматизировать звук во фразе.

Взрослый проговаривает две чистоговорки, во второй части которых существительные поменялись местами. Дети исправляют чистоговорки.

В.: Са-са – свежая коса.

     Са-са – длинная роса.

Д.: Са-са – длинная коса.

      Са-са – свежая роса.. 

 

 

 

17. «Придумай чистоговорку по картинке»

Цель: развивать связную речь.

Задачи: учить составлять чистоговорки по картинке, автоматизировать звук во фразе.

Взрослый предлагает рассмотреть картинку и придумать по ней чистоговорку.

В.: Давайте придумаем чистоговорку о том, что здесь нарисовано. Кто это?

Д.: Лиса.

В.: Какой последний слог в этом слове?

Д.: Са.

В.: А сколько слогов в этом слове?

Д.: Два.

В.: Значит, сначала повторим два раза слог «са», а потом что-нибудь скажем о лисе.

Д.: Са-са – бежит лиса.

В.: А где бежит лиса?

Д.: Са-са – в лесу бежит лиса.

 

18. «Составь рассказ из чистоговорок»

Цель: развивать связную речь.

Задачи: учить составлять чистоговорки так, чтобы при  проговаривании их одну за другой получался небольшой связный рассказ, автоматизировать звук во фразе.

Взрослый предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку, назвать то, что на ней нарисовано и составить простую чистоговорку. Затем с опорой на наводящие вопросы и на начало чистоговорки дети последовательно составляют несколько чистоговорок, объединяя их в небольшой рассказ.

Д.: Ла-ла – пила

В.:  Ла-ла – это какая пила?

Д.: Ла-ла – это острая пила. 

В.: Ла-ла – что тебе поможет делать пила?

Д.: Ла-ла – пилить поможет мне пила.

В.: Лу-лу – дать тебе пилу?

Д.: Лу-лу – дайте мне пилу.

 

Назад